Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 10 (174), 2019 г.



Анатолий Малкин
"Прозрачное время"



М.: Издательство Евгения Степанова, 2019

Мэтр отечественного телевидения Анатолий Малкин, один из создателей таких популярных программ, как "Взгляд", "Времечко" и "Дежурный по стране", представил широкой публике сборник стихотворений "Прозрачное время".
Жизнь нашей страны в последние годы, в связи со множеством перемен в экономической, политической, социальной и многих других сферах, сильно переменилась. Наше представление о стране, о Родине, об окружающем в мире, о нас самих на данный момент отличаются от представлений двадцатилетней давности, на мой взгляд, радикально. Трансформировалось и наше восприятие времени. "Куда же оно ушло?" — часто замечают пожилые и люди среднего возраста. Многие из нас ощущают, что время ускоряется по мере того, как мы стареем, и это ощущение обычно вызывает сожаление. Плюс технологии, позволяющие "сжать" процесс коммуникации, подстегивают и без того напряженных граждан. "Скорей, скорей, скорей…" — примета эпохи: едим на ходу, берем кофе с собой, одновременно пьем и смотрим в экран смартфона — а вдруг что интересное упустишь? В мельканье скоростей разве что поэту под силу нащупать нечто незыблемое, хрустальное, за что не страшно уцепиться, то, что нельзя ни остановить, ни искусственно приблизить. И это — весна, неторопливое, но неизбежное время

…РОЖДЕНЬЯ ЦВЕТОВ,
КАК ЛЮБВИ ПОВТОРЕНЬЯ.
ИЗВЕЧНОЕ ЧУДО
ПРОСТОГО НАЧАЛА.

Это действительно "прозрачные" дни — ветви деревьев почти полностью пропускают световые лучи, что позволяет видеть находящиеся за ними объекты. Свет в стихах Анатолия Малкина интерпретируется не только как ограниченное пространство, место, где реально живет человек. В пространственной семантике "света" подчеркивается и факт присутствия людей. Более того, каждый человек по-своему светел, жаль только, что лирическому герою не суждено озарить своим сиянием мир возлюбленной:

У НЕЕ В СЕРДЦЕ
МЕНЯ
НЕТ.
У НЕЕ
ТАМ
НЕ МОЙ
СВЕТ.

Малкин использует особую манеру письма. Слова и предложения, написанные заглавными буквами, всегда привлекают внимание. Так поступали еще в период правления римских императоров — прописные буквы на монументах придавали сооружениям больше величия, пышности и художественной завершенности. Помимо основного своего назначения — разделять части текста и подчеркивать значимость — заглавная буква вопиет, взывает, символизирует крик — черным по белому:

КАК НИ КРУТИ
И НИ СТРАШИСЬ,
НО ЖИЗНЬ
РОЖДАЕТ ТОЛЬКО
ЖИЗНЬ…

Иначе говоря, неживое навсегда останется неживым. Развитие же возможно лишь при наличии особого, специально заданного плана. Искать идею его реализации в неживой материи бессмысленно уже потому, что это было бы принципиальным противоречием основному постулату эволюционизма — "все происходит само собой". Напрямую не произнося слово "Бог", поэт подталкивает нас к очевидному: мы сотворены по образу и подобию сами понимаете Кого, и созданы половинками одного целого именно для того, чтобы нуждались друг в друге.
Анатолий Малкин раскрывается перед нами с совершенно неожиданной стороны — как лирик и философ. В оригинальной философской поэзии воплощается сократовская идея о мучительном рождении истины в споре, в столкновении взаимоисключающих существительных:

СТИРАЯ СТАРЫЕ НОСКИ,
Я ДУМАЛ МЕДЛЕННО О НЕБЕ

Одинокий герой Малкина размышляет не о нищете, не чешет макушку с упреками: "За что мне такое наказание?". Он думает небе, о прошлом, таком далеком и трудном. О том, как удалось выжить и не сломаться. Поэт рассказывает нам о том, что нельзя стереть из памяти. Являясь членами общества потребления, мы уже забыли, что такое голод и холод. Мы не можем остановиться, покупая пятую, а то и десятую пару джинсов, и не прислушиваемся к воспоминаниям старшего поколения о том, как

КОРКИ
СКЛАДЫВАТЬ В МЕШОК
МЕНЯ УЧИЛА БАБКА
ФРОСЯ

Здесь время идет вспять, подсказывая читателю второе значение прилагательного "прозрачный": рассуждая о том, что в стихотворениях содержится "прозрачный намек" на что-либо, мы имеем в виду, что их скрытый смысл рассчитан на легкое понимание. Стихи Анатолия Малкина лишены витиеватости, они просты и правдивы: как живая, встает перед нами старушка, прячущая хлебные корочки "на черный день". Родовая память активизируется тут же: я вспоминаю свою прабабушку, которая рассказывала, как
Может ли время останавливаться? Несомненно. Субъективное переживание времени зависит от количества перерабатываемой мозгом информации, а также от того, насколько человек "зациклен" на себе. Герою Малкина для счастья достаточно мгновения тишины:

КАК МНОГО В ТИШИНЕ
УСЛАДЫ,
КАК СЧАСТЛИВ ТОТ,
КТО ОДИНОК,
КОМУ ТЩЕСЛАВИЯ НЕ НАДО,
КОМУ ЗАБВЕНИЕ ОТРАДА,
КОМУ СУДЬБА –
НЕ ГЛАВНЫЙ СРОК.

Одиночество — пугающая ситуация. Но кто сказал, что всегда плохо? Напротив, все великие люди — монахи, подвижники, выдающиеся художники — черпали в этом состоянии возможности для творчества, духовного роста и общения с Богом. Взглянув на одиночество под другим углом, можно рассмотреть не только то, что в нем отсутствует (взаимодействие с другими), но и то, что в нем скрыто, — прежде всего, общение с самим собой, внутренний диалог. В одиночестве бывает грустно, но печаль переплавляется в память, а память делает время незримым: неважно, когда произошло событие. Важно, что оно было и до сих пор живет в человеке. Об этом стихи известного режиссера, продюсера и поэта Анатолия Малкина.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.