Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (173), 2019 г.



ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В 2011 году в издательстве "Вест-Консалтинг" вышел первый том моей антологии "Они ушли. Они остались", где было достаточно широко представлено творчество Геннадия Айги, Игоря Алексеева, Лидии Алексеевой, Анны Альчук, Беллы Ахмадулиной, Виталия Владимирова, Юрия Влодова, Андрея Вознесенского, Алексея Даена, Михаила Крепса, Олега Попова, Валерия Прокошина и Алексея Хвостенко.
Второй том составлен по несколько иному принципу. Это своего рода объяснение в любви любимым поэтам и любимым стихотворениям. В этой книге я пишу о шедеврах таких разноплановых авторов трех веков, как Геннадий Айги, Анна Альчук, Александр Аронов, Эдуард Асадов, Белла Ахмадулина, Александр Блок, Борис Божнев, Иван Бунин, Павел Васильев, Андрей Дементьев, Алексей Дидуров, Павел Васильев, Юрий Влодов, Николай Глазков, Геннадий Головатый, Леонид Губанов, Ион Деген, Евгений Евтушенко, Анатолий Жигулин, Василий Жуковский, Михаил Исаковский, Кирилл Ковальджи, Александр Кочетков, Евгений Кропивницкий, Алексей Кручёных, Вильгельм Кюхельбекер, Михаил Лаптев, Семён Липкин, Осип Мандельштам, Самуил Маршак, Новелла Матвеева, Владимир Маяковский, Всеволод Некрасов, Денис Новиков, Георгий Оболдуев, Лев Озеров, Борис Пастернак, Михаил Поздняев, Александр Пушкин, Роберт Рождественский, Борис Рыжий, Николай Рубцов, Андрей Ширяев, Геннадий Шпаликов, Алексей Хвостенко, Александр Ханьжов, Виктор Цой.
Поэты представлены в алфавитном порядке.
В девятом номере "Литературных известий" мы печатаем несколько фрагментов из этой книги.

Евгений СТЕПАНОВ



МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ
 
ОДНОСПАЛЬНОЕ

Бежим, суетимся, воюем с ветряными мельницами, тратим жизнь на пустяки.
А Миша Поздняев умер. Умер 10 октября 2009 года. Ему не было и 56 лет.
Замечательный поэт. Выдающийся редактор. Непревзойденный интервьюер. Бесстрашный публицист. Щедрый педагог.
Миша был моим учителем. Мы проработали вместе более 5 лет. 2 года в газете "Семья" (в отделе литературы и искусства) и 3 года в журнале "Столица". И еще вместе преподавали на кафедре журналистики Института молодежи. Наше сотрудничество, переросшее в дружбу, началось более тридцати лет назад.
Какое это было счастье работать с ним! Ты пишешь — он редактирует. Ты ошибаешься — он исправляет. Ты горячишься — он успокаивает. Он отвечает за все. И за тебя тоже.
Сколько нас таких, Мишиных учеников!.. Одного он научил брать интервью, другого писать статьи, третьего просто приобщил к культуре…
А мы этого как бы и не замечали. Ну, помогает и помогает. Мы привыкли.
А помогать-то надо было ему. Беззащитному и ранимому человеку. Поэту. Да, Миша, прежде всего, был поэтом. Настоящим поэтом. Он писал очень хорошие стихи. Только сейчас мы начинаем понимать, какого масштаба был поэтический дар Михаила Поздняева. Нежнейший и трагический лирик, блестящий виртуоз стиха, парнасец.
Смерть — самый сильный микрофон для поэта.
Уверен, что каждое стихотворение Поздняева еще зазвучит в полный голос, по-новому. Как, например, такое.



ОДНОСПАЛЬНОЕ

Когда вдруг один человек второму говорит под одеялом:
"Нет, я не потяну!" — и резко отворачивается к стене,
каждый из них остается наедине со своим идеалом
и тянет-потянет одеяло на себя, спиною к спине,

тянет-потянет, согреться не может, силясь не соприкасаться,
будто за спиной раскаленные, оголенные провода,
а за окном зима, и каждому скоро начинает казаться,
что другой источает мертвецкий холод и что вся правота

за тобой, — и тогда один (или второй) должен сказать:
"Из окон
тянет мертвецким холодом!" — и во сне все теснее, теснее,
тесне…
прилепляться друг к другу, в одеяло закутываясь, как в кокон,
из которого бабочка о двух крылах выпорхнет по весне.

Нынешнее время беспощадно к интеллигенции, которая вымирает у нас на глазах. Самые лучшие, самые утонченные, самые добрые оказываются здесь не нужны.



НОВЕЛЛА МАТВЕЕВА
 
БАЛЛАДА О ГВОЗДЕ

В 1990 году (почти 30 лет назад) я работал редактором отдела поэзии журнала "Мы". Позвонил Н. Н. Матвеевой, предложил ей напечататься у нас. Она сказала: "Приходите в гости…" Я пришел. Жила Новелла Николаевна напротив Центрального Телеграфа, рядом с Кремлём, на Тверской улице.
Скромность ее быта меня поразила. Ничего лишнего. Кровать, шкаф, книжные полки…
Вот такой — скромной, аскетичной и бесконечно талантливой — она и осталась в моей памяти.
Сейчас я часто перечитываю ее стихи, слушаю ее песни.
Особенно люблю вот этот шедевр:



* * *

Любви моей ты боялся зря —
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.

И если ты уходил к другой
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.

Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме событье — страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.

Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.

Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.

Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.

И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.

Как сделано это гениальное стихотворение? Почему оно заставляет меня сопереживать, почему ведет меня вверх, а не вниз? Ведь все, казалось бы, здесь просто. Рифмы (рифмоиды) элементарные: люблю–твою; другой–твой; лет–нет; зря–тебя. Лексика совсем не современная, строфика обычная и т. д.
То есть виртуозной версификации нет, а ПОЭЗИЯ есть. Вот это и есть чудо, вот это и есть ТАЛАНТ!
Я думаю, что поэзия — это, прежде всего, душа, красивая, высокая душа, а потом все остальное.
Я думаю, что поэзия — это преодоление в себе зла и выход к добру.
Я думаю, что поэзия — это человек, который делится со мной в стихах своим сакральным опытом и делает мою жизнь хоть немножечко, но легче, счастливее.
Я думаю, что поэзия — это вообще не слова, а что-то другое.
Я думаю, что поэзия — это Новелла Матвеева, а Новелла Матвеева — это поэзия.
Но это не значит, что я не люблю других поэтов и не уважаю другие точки зрения.

"А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять"…



ГЕННАДИЙ ШПАЛИКОВ
 
"АХ, УТОНУ Я В ЗАПАДНОЙ ДВИНЕ…"



Геннадий Шпаликов (1937–1974) — легендарный киносценарист, режиссер.
Учился на сценарном факультете ВГИКа. Написал сценарии культовых фильмов "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), "Иваново детство", "Я шагаю по Москве", "Ты и я" и др.
И, конечно, Геннадий Шпаликов — подлинный поэт. Трагический и саркастический тенор советской эпохи. Вот его несомненный шедевр.



* * *

Ах, утону я в Западной Двине
Или погибну как-нибудь иначе, —
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.
Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют,
Не надо мне гражданской панихиды.
Не будет утром траурных газет,
Подписчики по мне не зарыдают,
Прости-прощай, Центральный Комитет,
Ах, гимна надо мною не сыграют.
Я никогда не ездил на слоне,
Имел в любви большие неудачи,
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.



ГЕННАДИЙ ГОЛОВАТЫЙ
 
"СЛЕПЫЕ НЕ МОГУТ СМОТРЕТЬ ГНЕВНО…"

Более тридцати лет назад автор этих заметок работал научным сотрудником Государственного музея Н. А. Островского, где в ту пору постоянно экспонировалась выставка "Люди корчагинской судьбы". Тогда автор узнал судьбы многих удивительных наших соотечественников и иностранцев, которые, несмотря на тяжелейшие физические недуги, сумели не пасть духом, написать интересные картины, книги… Скажу честно, зачастую восхищали не сами произведения, а личности, их создавшие. Но в искусстве нельзя делать скидки ни на болезни, ни на заслуги авторов. Искусство или есть, или его нет. И каким бы ни был заслуженным человек, если он написал бездарное произведение, его, к сожалению, так и нужно называть бездарным.
Геннадий Головатый, автор нескольких сборников стихов, был инвалидом первой группы с раннего детства, был лишен радости движения. Но при этом жил полной жизнью, создал семью. У него родились дети. Он постоянно творил. Писал замечательные стихи и картины.
Я был однажды у него дома, в Москве, мы долго общались, говорили о детерминированности мира и на другие философские темы. Его оптимизм меня поразил. Общаясь с этим мужественным и израненным человеком, я понял, что не имею никакого права жаловаться на жизнь. Надо в любой ситуации (говоря фигурально) идти вперед.
Талантлив Геннадий Головатый был необычайно. Поэт, художник, философ. Словом, это и про него стихи Велимира Хлебникова:

Это шествуют творяне,
Заменивши Д на Т,
Ладомира соборяне
С Трудомиром на шесте.

В далеком 1963 году "Комсомольская правда" объявила Всесоюзный поэтический конкурс. Участвовало несколько десятков тысяч авторов. Первую премию получил Геннадий Головатый. Вот за это — для меня несомненно великое! — стихотворение, которое не нуждается в комментариях.



* * *

Слепые не могут смотреть гневно,
Немые не могут кричать яростно.
Безрукие не могут держать оружия,
Безногие не могут шагать вперед.

Но — немые могут смотреть гневно,
Но — слепые могут кричать яростно.
Но — безногие могут держать оружие.
Но — безрукие могут шагать вперед.



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.