|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 09 (173), 2019 г.
Людмила Колодяжная
"То, что в памяти я утеряю"
М.: "Вест-Консалтинг", 2019
Слово поэта — явление непростое, многослойное, вневременное, не ведающие границ какого-либо пространства (Земли? Вселенной?), но при этом близкое и понятное чуткому читателю, созвучное его внутреннему состоянию, поскольку движения мысли и души поэта и читателя в итоге попадают в резонанс, что во благо им всем и миру всему. Все пережитое и передуманное, и перечувствованное поэтом не может кануть в небытие, если все отражено в слове. Слово начинает жить своей жизнью, сохраняя память или даже меняя ее. Не теряется из памяти только зафиксированное в слове ("…лишь слову жизнь дана", — напоминает И. А. Бунин).
А для кого, для чего пишет, говорит поэт? Сначала поэт говорит потому, что не сказать не может, потому что должен сказать и за себя, и за тех, кто сам сказать не в состоянии. В начальный момент обращения движений мысли, души в слова поэт одинок, сосредоточен на себе, так нужно ему это состояние silentium… Но литературный процесс на этом не останавливается. Поэта читают и слышат собратья по перу и близкие по духу читатели. Их может быть не много, но они должны быть, ведь именно о таком этапе жизни стиха сказал А. С. Пушкин: "И славен буду я, пока в подлунном мире жив будет хоть один пиит…".
Тема одиночества поэта неоднократно звучит в философской поэзии Людмилы Колодяжной. И ее одиночество — это не отрешенность от мира, не уход от людей в глубины своих проблем и переживаний. Одиночество переплавляется поэтом в вызов окружающему миру с его катастрофической потерей системы ценностей, человечности, духовности, любви. Л. Колодяжная ярко и глубоко способна отразить словом и это одиночество поэта, пережитый душевный надлом, сущность бытия ("Я возьму кусочек прозы жизни нашей,/ разобью и склею заново по строчкам,/ чтоб склониться, как те Ангелы над чашей,/ в час, когда поставит Кто-то где-то точку". Она чувствует связь со всем литературным процессом, со всей несущей свет поэзией, часто обращается к Пушкину, к творчеству поэтов Серебряного века ("Я продолжаю то, что до меня/ возникло в пожелтевших чуть страницах,/ я просто часть упавшего огня,/ я лишь звено в протяжной веренице". И о том же говорит стихотворение Л. Колодяжной из Дневника 2018 г. от 18 февраля с эпиграфом из О. Э. Мандельштама:
* * *
"и тоска размаха"
Мандельштам
Размаха смертного тоска,
Мощеный двор, и словно —
перед тобою мел, доска,
звук проникает в Слово.
И набирает высоту,
свободный, словно птица,
чтобы заполнить пустоту,
вернувшись вдруг к странице.
Пересекаю старый двор,
с тобой — открытый остров,
веду со звуком разговор,
слов все слышнее поступь.
Звук должен лишь лететь, лететь,
ведь он подобен птице,
звук должен ведь еще успеть,
пройдя березовую сеть,
вернуться на страницу.
И я должна, пройдя сквозь двор,
Вдруг птицей обернуться,
чтобы продолжить разговор,
чтобы к тебе вернуться.
Людмила Колодяжная много размышляет о роли поэзии в жизни человека и человечества, но главной темой в ее лирико-философских стихах выступает все-таки любовь как главное чувство, являющееся основой жизни, фундаментом человеческого общения, опорой и камертоном в любом творческом процессе. Вот короткая, но очень трогательная весенняя цитата из Дневника 2018 года от 15 марта:
Все тише, тише бьется сердце
и даже под твоей рукою,
все тише жизнь, но нет покоя —
куда же от любви нам деться…
Хочется согласиться с Л. Колодяжной в том, что "Поэт не требует похвал,/его награда — это Слово", но в то же время нельзя не отметить, что поэтическое слово Людмилы Колодяжной органично и ярко вплетается в венок русской поэзии, продолжая ее классические традиции.
Елена ТКАЧЕВСКАЯ,
член СП XXI века
|
|