Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (172), 2019 г.



Ольга Любимова
"Мое дыхание"



М.: "Вест-Консалтинг", 2019

В 2019 году увидела свет книга "Мое дыхание", составленная, как выразилась сама автор, "из давно написанных и нигде не публикуемых раньше рассказов и повестушек". Произведения Ольги Любимовой, представленные в настоящем издании, нельзя прочитать "нахрапом", понадеявшись на краткость изложения. Ее малая проза отличается большой смысловой емкостью, лаконичностью и насыщенностью содержания.
Если спросить, о чем эта книга, то ответ будет правдивым и расплывчатым одновременно: о жизни. Героини повестей "Давид и Зоя" и "Тетушка Липа" (недаром в книге эти произведения идут одно за другим) прямо противоположны друг другу. Зоя — яркая, обаятельная, "живет настоящей жизнью", тетушка Липа, напротив, типичная "серая мышка". Как правильно жить?.. На всю катушку или аккуратненько, несдержанно или осторожно, однако при этом испытывая ужасное чувство внутренней пустоты?.. Хороший писатель никогда не дает ответов на эти вопросы. Вот и Ольга Любимова предлагает нам самим разобраться: что делает жизнь "настоящей"? Для начала — пойти от противного, выяснить, что представляет из себя "ненастоящая", а уж какой смысл вкладывать в свое существование, каждый решает для себя сам. Можно ли сказать, что и жизни, на самом деле, нет?.. Каждый день, каждый час мы отвечаем на этот вопрос — своими поступками.
"Мое дыхание" — повесть, давшая название сборнику — написана от лица мальчика. Мальчик рассказывает о маме и о том, как в семье появился отчим. Вроде бы, ребенок не должен решать взрослые проблемы, ему-то какое дело, из-за чего ссорятся взрослые. Но вот что интересно: на протяжении повести мы видим, как ему что-то делают, как о нем заботятся. Но вот как он сам что-то делает для мамы, которая в нем души не чает, почему-то не всплывает. Кроме того, мама ссорится из-за него с отчимом… Казалось бы, он должен скреплять семью, но на практике выходит наоборот. В конце мы видим то же, что и в начале, да вот только мама стала какая-то "полумертвая". И то самое ощущение тепла и единства, которое их скрепляло в начале повести, теперь вынужденное, ибо больше у мамы никого, кроме сына, не осталось: "Прошло два месяца. Мы с мамой жили спокойно, опять одни, как раньше. Или не совсем так. Раньше мы жили просто вдвоем с мамой, и нам было хорошо. Теперь мы жили без дяди Володи". Может быть, осознав мамино одиночество, мальчик, наконец, повзрослеет?..
Еще трагичнее складывается судьба сына Нины Васильевны, художницы, которую едва не лишили родительских прав. Кира, втянутая в ту историю, впервые испытывает неуверенность: профессиональные обязанности журналистки вступают в противоречие с материнскими чувствами. Думая о своей подзащитной, она мечется между "за" и "против": "Ради призвания женщина нашла силы пожертвовать… Но только не ребенком! — тут же отозвалось в ней протестом. — Только не ребенком!" Когда на вопрос, который так мучил ее несколько месяцев, Кира получила от, казалось бы, более чем заинтересованной в его разрешении матери ребенка короткий ответ: "Там все наладилось", у женщины вырывается из груди вздох облегчения. Кульминацией становится момент, когда защитница находит в кармане своего мужа вещь, принадлежащую "страдалице"… Это показано как бы между прочим, практически походя, но мастерство писателя и состоит из "мелочей"! И вот лично я, прочитав этот эпизод, уже не так пылко сострадаю "несчастненькой"…
Самое великое одиночество человека возникает перед неопределенностью в отношении будущего. Неизвестно, что будет с Мишей из "Моего дыхания", как закончит свои дни богемная Нина Васильевна… Но что-то подсказывает, что судьба их по головке не погладит. Проза Ольги Любимовой при внешней лаконичности очень жесткая. Читая ее рассказы и повести, поневоле разбираешься и с собственными морально-нравственными ценностями, иногда в не самом приятном ключе: "Как получилось, что между тем, что я делаю, и тем, что для меня ценно, нет никакой связи?"… Глядя на Нину, вообще можно додуматься до жутковатого: "А что, если и нет для меня ничего значимого?"… Впрочем, и осуждать никого не хочется, поскольку автор никого не клеймит. Это жизнь, а в ней случается всякое. А, главное, захлопнув книгу, хочется продолжить "расследование", спросив себя: так что же такое моя жизнь, в чем смысл жизни именно для меня?..

Серафима СНЕЖИНКИНА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.