|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 08 (172), 2019 г.
Юлий Зыслин, Наталия Тореева «Венок русским поэтам» Стихи и портреты
М.: «Вест-Консалтинг», 2019
Юлий Зыслин — бард, культуролог, коллекционер — представляет очередную, весьма патетичную книгу. Издание, исполненное в альбомном формате A4, что позволяет не только оценить содержание, но и насладиться внушительной формой. Белый, золотой, красный — торжественные цвета говорят нам о том, что произведения под обложкой пронизаны высоким пафосом. Со времен античности лавровый венок — это символ славы и победы. Действительно, кто как не представленные в книге столпы русской культуры более всего достойны пламенных посвящений? Вот их имена: Пушкин (Золотой век), Ахматова, Волошин, Гумилёв, Есенин, Мандельштам, Пастернак, Цветаева (Серебряный век), Бродский, Высоцкий, Евтушенко, Левитанский, Озеров, Окуджава, Рубцов (Бронзовый Век — вторая половина ХХ века). По просьбе автора поэтических посвящений, российско-американская художница Наталия Тореева (Ленинград-Петербург-Чикаго) создала графические портреты этих поэтов и подарила их американскому музею русской поэзии и музыки, созданного Юлием Зыслиным. Несмотря на простоту исполнения, эта техника позволяет создать наиболее выразительный образ человека. Это потому, что особенностью выполнения портрета в графике является передача человека таким, каким он является (или, в нашем случае — мог бы являться) при живом общении. Художнице удалось раскрыть различные стороны «моделей», продемонстрировать особенности их личности. Вот Пастернак с квадратными скулами смотрит на нас собранно и сердито. Вот Цветаева с ее как бы наивной челочкой, скрывающей широкий лоб: пропорции головы резко меняются, и лицо одной из самых неоднозначных поэтесс XX века практически целиком занято огромными, глубокими глазами. Юрий Левитанский, напротив, как будто смотрит вниз, будто не желает, чтобы с ним беседовали. Ему посвящено стихотворение с таким окончанием: Где-то слышатся ручья жужжание И росы зеленой светлый плач…
Я от суеты приду в отчаянье. Суета сует, ты мой палач.
Что говорить о гениях? Юлий Зыслин исполнил эту книгу в духе «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира»? И замахнулся. А что? Или не имеет права? Убери из русской литературы вышеупомянутые фамилии, кто останется? Автор встает на защиту ушедших поэтов, чьи сложные, подчас трагические судьбы заставляют содрогнуться:
Но нам-то без них каково доживать, И небом дышать, и птицам внимать? Без них небо серо и по сердцу дождь.
Тут забываешь, что характер у многих гениев был, мягко говоря, не сахар. Восторженное отношение автора к ним невозможно изобразить искусственно. Человеческая ценность этих произведений, неравнодушное сердце автора, с юношеской прямотой изрекающего: «Поэтов нельзя убивать!», заслуживает читательской благосклонности. Через эти обращения также выявляется и литературная ориентация автора, и его принадлежность к кругу людей интеллигентных: Юлий Зыслин — основатель и куратор нескольких объектов в России и Америке, автор песен на стихи русских поэтов. Что же из этого следует? Если и за океаном находятся энтузиасты, способные собраться на «цветаевский костер», если до сих пор не утрачено в русских людях (независимо от места фактического проживания) стремление к идеалу (а таковой ищется среди близких себе по духу — среди поэтов), то прав автор, завершая свое посвящение Осипу Мандельштаму:
А что надежда? Умерла? Сильна ль простуда? Надежда, как всегда, светла и жаждет ЧУДА.
Ольга ЕФИМОВА
|
|