Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 06 (170), 2019 г.



Юрий Влодов
"Портреты"



М.: "Издательство Евгения Степанова", 2019

Под "портретом в лирике" следует понимать такое метафорическое изображение внешности героя, в котором через детали внешности или впечатление от них воссоздается не только его образ, но и поэтическая авторская картина мира. Зоркий глаз и острый язык Юрия Влодова оборачивают исторические зарисовки в маленькие трагедии. Печальная легенда времен Ивана Грозного укладывается в длиннострочное восьмистишие, выдержанное в былинной стилистике. Рассказчик смотрит на ситуацию "сверху", и словно с царского языка срывается уменьшительно-пренебрежительное словечко "Васька", именующее храм-памятник, символ России:

И взыграл куполами неслыханный Васька Блаженный!..
И тогда ослепили творцов, обезглазили напрочь!
Упоили сивухой, велели пожрать напоследок,
И по-царски спросили: "Чего вам желательно, хамы?.."
Захрипели умельцы: "За работу, Гроза, благодарствуй!.."
Шапки шмякнули оземь: "Царь-гроза! Самодержец!
 Заступа!.."
И пошли по Руси, улыбаясь хмельно и блаженно…
Опираясь на посохи, щупали воздух ноздрями…

Жанр литературного портрета определяет сам образ героя, воссозданный автором, определяет и конечную цель, и выбор средств, и композицию литературного портрета. Галерея, бережно собранная вдовой поэта Людмилой Осокиной, представлена как выдуманными, так и реальными личностями. Резче всего очерчены контуры лиц поэтов ушедших: перед нами предстают Фет и Толстой, Блок и Маяковский, последний — как бы воскресший в звуковой основе:

Бензиновый конь копытами — прыг!
Стоп! — задрожал. Железно заржал.
Пять шажищ к телефону: "Квартира Брик? –
Уехала? Жаль".

.
Стихи-портреты, отражающие реальность — прежде всего реальность минувшего — тесно связаны с творческой биографией портретируемых. Текст, ядро которого — образ творческой личности, "распределяет" сюжет между реальными фактами из жизни изображаемых и созданной авторским воображением концепцией характера. Появляются картины, правдивые, "как живые":

"Граф, извиняй! — слова твои пусты, —
Сморгнул денщик, топя лепеху в сале, —
Издревле смерть и кривда мир спасали,
А жизнь и правда прятались в кусты…"
Все возмутилось в Лёвушке Толстом…
"Прочь!!." — гаркнул граф и в двери ткнул перстом…
Потом всю ночь казнился над листом…

Характеры у портретируемых тяжелые, противоречивые. Каково это — быть в оппозиции к миру? Это мучительное состояние Влодов описывает, как сказал бы художник, "широкими мазками". Он рассматривает их "внутренних бесов" — гордыню Толстого, цинизм Лермонтова, болезненную, пылкую страсть Маяковского… оценивая личностные, человеческие, житейские качества предметов изображения, дает им характеристики, меткие, как залп каменной соли из берданки. Неудивительно, что и краткие влодовские "Полушутки" оправдывают свое название: вторая половина этих мини-стихотворений — едкая, неприятная правда. О "коллеге" по ремеслу Влодов отзывается язвительно, жестко:

Поэт-аналитик,
Любитель игр.
В писаниях — нытик.
В деяниях — тигр.

Это сатира, которую психологи считают следствием бессознательного гнева. Смех резкий, обличительный. Конфликт, основанный на несовпадении точки зрения автора-повествователя и т. н. "порядочных членов социума" на изображаемого. Так и хочется спросить: хорошо смеется… кто?
Юрий Влодов не вписывался в т. н. "литературный процесс". Его знаменитые строчки "Прошла зима. Настало лето. Спасибо Партии за это!" и "Под нашим красным знаменем гореть нам синим пламенем!" надолго лишили вступившего на путь гражданского протеста поэта возможности печататься. Отщепенец от литературы, он говорил все, что считает нужным и в той форме, которую считал наиболее доходчивой.
"Портреты" — одна из трех главных книг Юрия Влодова. Обостренное чувство истории можно назвать основным элементом его поэзии. Свой художественный историзм, сопряженный с действительностью сегодняшнего дня, он вложил в уста Лермонтова, отсылая нас к оригиналу его стихотворения: "И вдалеке — она — Россия…/ Своя… немытая до слез!" Своя! Какая бы ни была. История прошлого страны, воссоз­данная в стихах Юрием Влодовым, не учит, она отображает человека, свободного в своих суждениях. А разве не это качество делает человека Поэтом?

Ольга ЕФИМОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.