Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (169), 2019 г.



Игорь Харичев
"В гуще чужих ощущений"

 

М.: Союз писателей Москвы, Academia,
Редакция журнала "Знание — сила", 2018

Главный герой романа Игоря Харичева "В гуще чужих ощущений" — уникальное изобретение, меняющее жизнь на Земле: оно позволяет записывать и воспроизводить ощущения человека. Любые. Каждый может увидеть, услышать, ощутить то, что видел, слышал, ощущал другой человек. Что это дает? Врач получает возможность почувствовать проявления болезни у пациента во всех мелочах, психолог — всю палитру ощущений, которые вызывают у его пациента другие люди. Конструктор самолета, машины не нуждается более в расспросах летчика-испытателя, водителя-испытателя об удобствах или неудобствах управления новой моделью; а создатели новых блюд — в путанных объяснениях тех, кто попробовал их. Люди, желающие острых ощущений, но не готовые рисковать, могут ощутить, что испытывает альпинист, совершающий подъем на высочайшую вершину, или байкер, несущийся вниз по склону с опасной скоростью, или гонщик на трассе самой крутой формулы. Или пожарный, спасающий человека из дома, охваченного огнем. Появляются новые формы искусства — на смену привычным фильмам приходят сенсофильмы, в которых зритель не только находится буквально в центре действия, но и сам превращается в действующее лицо — тонет вместе с Титаником или перелетает на хлипком самолете через Ла-Манш, глядя на все глазами сенсоактера, играющего роль Блерио.
Одновременно возникает рынок запретных сенсоразвлечений и связанные с этим "темные делишки"… Появляются те, кто видит лишь отрицательные последствия от изобретения. И все-таки ощущизм — такое название получила возможность восприятия чужих ощущений — сыграл положительную роль. В первой главе романа говорится об этом:
"Благодаря ощущизму наш мир стал добрее. В самом деле, если вы можете ощутить все то, что ощущают самые богатые люди Земли, платя при этом совсем другие деньги за какие-то вещи или удовольствия, вы не станете завидовать им, чувствовать себя обойденными или, что еще хуже, неудачниками. Вас никогда не заразит ненависть, если вы получите возможность разобраться в ощущениях человека с другими взглядами. Ощущения жертвы, прочувствованные преступником в качестве наказания, заставят его навсегда отказаться от насилия…"
Но в какой-то момент понимаешь, что роман, посвященный изобретению, прежде всего о людях. О тех, кто использует сенсозаписи в работе, о тех, кто создает их для самых разных целей, о тех, кто относится к ним как к благу, и о тех, кто считает сенсозаписи злом, пытаясь протестовать против их использования. Их жизнь по-прежнему протекает под воздействием тех же страстей, что и сто, и двести, и тысячу лет назад.
Роман написан в форме рассказов‑признаний. Представители самых разных профессий из разных стран — психолог, сенсохантер, сенсопапарацци, философ, сенсопутешественник и другие — рассказывают о себе, своей жизни, о том, как ощущизм повлиял на них. Но рассказ о судьбе того или иного героя оказывается намного шире рассказа о судьбе изобретения, хотя они, разумеется, связаны. Возникает необычный эффект: перед нами нефантастический роман в маске фантастического.
Не случайно Мариэтта Чудакова пишет в своем предисловии к роману: "Существует ли жанр фантастики, включающий в себя нечто совсем необычное, резко отличное от нашей земной жизни?
Думаю, что нет.
Ничего более фантастичного, грандиозно-непостижимого, чем реальная жизнь человечества, придумать просто невозможно".
Что сказать в завершение о романе И. Харичева? Весьма интересный замысел, хорошее, добротное исполнение, легкий язык. Единственное замечание — в некоторых главах повествование кажется несколько затянутым.

Надежда АЛЕКСЕЕВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.