Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (169), 2019 г.



Владимир Делба
"Stardust. Звездная пыль моих воспоминаний"

М.:  2019

Жизнь человеческая вмещает в себя столь много мыслей, образов, эмоциональных состояний, что порой словами выразить их затруднительно, словам помогает музыка, воздействуя не только и не столько на разум, сколько на душевное состояние, способствуя пониманию через сопереживание. Текст рассказа "Прелюдия", открывающего книгу В. Делба, практически насквозь пронизывает музыка, слова выстраивают композицию, созвучную дорогим автору мелодиям. Само название книги напоминает о джазовом стандарте Stardust, созданном в начале ХХ в. на основе мелодии из пьесы американского композитора Хоуги Кармайкла. Герой рассказа, любуясь южной приморской ночью, так хочет услышать созвучную его состоянию музыку. "И музыка не заставляет себя ждать…", "…загадочная живая темнота наполняется звуками музыки". "Сначала аккорды звучат негромко, несмело, падая с высоты, как первые капли неожиданно начавшегося, но долгожданного дождя. Часть звуков, как и вода, растворяются в ночном душном воздухе, не достигнув иссушенных дневной жарой асфальта и листвы деревьев. Но и они, не воспринимаемые пока как цельная музыкальная композиция, будят неясные чувства, заставляя замирать в ожидании какого-то космического наслаждения.
Звуки становятся громче и громче, теперь, продолжая сравнение с водой, они льются откуда-то сверху уже не каплями, а скорее бесчисленными ручейками. Ручейки соединяются между собой и скоро превращаются в поток отточенных лиричных музыкальных фраз".
Воспоминание о музыке Stardust сопровождает и героя следующей повести "Una giornata di… или Один, очень насыщенный день из жизни абитуриента" в книге Владимира Делба. Повесть воспринимается как продолжение рассказа благодаря объединяющей их музыке, да и стилистика текста сохраняется, поддерживая эту мелодию. Вот в рассказе мальчик-подросток услышал ее в ночной тиши приморского курортного городка, а вот в повести юношу-абитуриента уже в столичной жизни эта мелодия настигает в чудесные моменты участия в событиях международного кинофестиваля. Эта мелодия созвучна состоянию восторга, восхищения, радости и ликования героя. Все события и чувства описаны так тонко и глубоко, что не остается сомнений в том, что автор сам прошел через подобные переживания и постижения чуткого восприятия музыкальных образов.
Драматизм двух последующих повестей книги уводит читателя от первоначально заданной мелодии, поскольку трагические сюжеты становятся созвучны разрывающим душу аккордам. Этот контраст позволяет острее почувствовать состояние героев, искренне и глубоко им сопереживать.
Прочтение книги наводит на размышления о воздействии на жизнь человеческую до конца так и не постигнутых человеческим разумом стихий: музыки, любви и слова. Какая из этих нематериальных стихий более влиятельная? По А. С. Пушкину — любовь… ("одной любви музыка уступает"), но, возможно, бывают моменты, когда музыка и любовь равносильны в своем воздействии на чувства, на сердце и душу человеческие. Слово же, более зримо создавая образы, воздействует прежде всего на разум. Но слово литературное совсем не лишено музыкальности. Вослед Пушкину ("но и любовь — мелодия") можно продолжить мысль, что и слова — мелодия. И слово, и любовь, и музыку объединяет их способность приводить человека к состоянию сопереживания, к такому состоянию, которое делает человека человеком.

Елена ТКАЧЕВСКАЯ



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.