 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 04 (168), 2019 г.

Алина Дием
"Праздники прозревших"
М.: "Вест-Консалтинг", 2019
Некая выспренность названия нового сборника стихов Алины Дием скрашивается его содержанием. "Праздники прозревших" — о многообразии тех состояний, которое испытывает женская душа: о глубокой привязанности, невзаимных чувствах и тихом счастье сочинять стихи, сидя на берегу реки. Немало места в книге занимает соответствующий раздел под названием "Бабские стихи":
Я — крестьянка и рада,
когда на ржаном хлебе
каплей липовый мед.
И это — своего рода праздник. Осознание своих корней, осознанность, погружение в настоящий момент. Что-то есть в этих строках от Рубцова, стилизовавшего свои произведения под русские народные песни, что-то уходит корнями в древнерусские былины. Сложно, допустим, классифицировать следующий отрывок без ссылки на авторство — народное ли это творчество или индивидуальная поэтическая фантазия:
Девка деревенская, обманулась ты,
вверилась обманщику всей душой.
Надевай фуфаечку да пимы,
Расхлебаем горюшко мы с тобой –
мамка, бабка старенька,
банька да завалинка.
Употребляя для создания национального колорита специфическое слово "пимы" (для справки: это обувь фино-угорских племен и народов Крайнего Севера), автор, однако, не "проваливается" в этнографические изыскания. Совершенно свободно она пишет "пасторальный", но вполне своевременный по форме верлибр:
Сентябрь.
После дождей окрепшая трава
питает розовых бычков досыта.
Уставившись на тающий закат,
стоят бычки почти недвижно.
Тучнеют.
Сколько стихотворцев, столько и мнений. Кто пишет о проблемах, кто сосредотачивается на прекрасной стороне жизни, которая в ежедневной суете ускользает от наших глаз. Алина Дием относится ко вторым. Ее жизнь размеренна, оттого она может позволить себе проявлять неторопливость и плавность в творчестве. Это выражается в обращении к твердым формам классической поэзии, таким, как рондель, октава, триолет, секстина.
Неожиданным выглядит цикл "Стилизация классического романса", в которых звучит разноплановое авторское "я" — поэтесса говорит как от женского, так и от мужского лица. Старинный бытовой романс не испортишь множеством интерпретаций. И мы снова затрудняемся сказать, что перед нами: текст современницы или слова, бережно извлеченные из пыльного архива:
Ах, как сердцу хочется в этот ясный день,
чтоб на узкой улочке не было прохожих,
чтобы стало ближе-ближе-ближе мне
шпательное платьице в беленький горошек.
Кто же наш автор — француженка, русская? Сама она признается: "Я пишу сонет,/ Как будто сажаю сирень". По-французски сирень называют "Lilas" — "лиловый". В странах Западной Европы и Америки связывают название растения также с преобладающей окраской цветков — лиловой. Но в нашей культуре с древних времен существовал просто и наивный обычай: когда расцветала сирень, девушки искали в кустах цветки в пять или шесть лепестков и, отыскав, тут же съедали. Присвоить счастье — как это по-русски…
Мы не встретим у автора размышлений о повседневности. Она из тех, кто может позволить себе купаться в смыслах, но не обнаружим ни одного маркера, определяющего, что живет она в XXI веке. Стихи Алины Дием существуют как бы вне времени и пространства. Даже во Франции ее героиня пьет чай из самовара, звучит имя Наполеона, и никаких тебе забастовок, "желтых жилетов", социальных пертурбаций. Может быть, это правильно? Вчерашняя газета становится мусором, а тысячелистник, ручеек, черемуховые холода, которым посвящены стихи автора, если не вечны, то уж точно более достойны быть воспетыми в стихах, нежели сиюминутные житейские попечения. И все это создает нам постепенно очень красивую картину, умиротворяющий пейзаж, из которого неохота выбираться в суетный город. Увы, многие люди задумываются о том, что важнее всего в жизни, только в критической ситуации. Не привязанные к текущим событиям произведения Алины Дием напоминают, что миссией каждого из нас является вторичное обретение универсального и духовного начала в собственной повседневности.
Ольга ЮРЬЕВА
|
 |