Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (167), 2019 г.



Людмила Саницкая
"Очертания"



М.:  "Вест-Консалтинг", 2019

"Очертания" — новая книга Людмилы Саницкой, выдержанная в жанре мемуарной прозы. Перед нами проступают контуры ушедших эпох: от XIX века до Советского Союза. Автор раскрывает свою историю через других людей, через памятные ей места и события, оттого в ее прозе отсутствует эгоцентризм. Она не заинтересовывает, а интересуется, пытливо, горячо. Например, о том, в каком состоянии находится знаменитая подмосковная усадьба Братеево, автор высказывается стихами, органично дополняя прозаический текст печальными строками:

И над ревущей кольцевой,
Под рубищем зеленой сетки,
Стоит, забытая Москвой,
Белоколонная беседка…

Размышление о судьбе усадьбы сменяется описанием среднерусских пейзажей санатория Воробьёво, затем — историческим экскурсом в дачный поселок Дарьино, а после Саницкая знакомит нас с впечатлениями от поездок в Прагу и Дрезден. Ретроспективность ее коротких произведений умиротворяет, призывает сбавить темп и без того перегруженной событиями жизни. Почему необходимо замедлиться? Скорость — бич нашего времени. Но чтобы расслышать голос автора, необходимо если не остановиться, то хотя бы перейти на прогулочный шаг.
От отсутствия лишнего напряжения проза Людмилы Саницкой выглядит возвышенной, нездешней. Очерк "Музыка осени" — как будто не из нашего времени, это синтез художественного и автобиографического. Замедляясь, автор учит нас погружаться в каждый момент времени, если хотите — исключить из жизни лишнее. Как всегда, продолжая традицию первых двух книг, она пишет об очень личном, сохраняя при этом определенную дистанцию с читателем: деликатность — весьма ценное качество, и такой "архаичной" чертой характера обладает далеко не каждый.
При этом нравственная позиция автора предельно устойчива. Это очень хорошо видно в маленьком очерке, озаглавленном строкой из А. Фета "Учись у них, у дуба, у березы…" Рассуждая о тесной связи человека с растительным миром, автор напоминает нам: они-то без нас обойдутся, а вот мы без них погибнем. Людмила Саницкая благословляет русскую природу и в стихотворной форме просит деревья "принять ее в свою стаю":

Деревья, сомкните шумящие кроны,
Укройте всех нас, неразумных, зеленых,
Пока еще к вашим корням не ушли.
Пока есть деревья у нашей земли…

А маленькая галерея литературных портретов — от Вероники Тушновой, имя которой известно многим, до обычной "с цыплячьей шейкой и тщедушным тельцем старой женщины" Зои Панфиловой — говорит нам о том, что на свете не бывает "маленьких" людей. С равным уважением и почтением автор отзывается о своих героинях. Да и чем измерить величие человека? Публикациями? Толпами поклонников? По моему глубокому убеждению, лучшим итогом жизни будут слова, сказанные автором о замечательной переводчице с французского Регине Захребетниковой: "… служила литературному творчеству и ушла, оставив по себе теплую, добрую память в наших сердцах".
Дар редкой гармонии дается не всем. У Людмилы Синицкой обостренное чувство прекрасного сливается с почтением к исконно русским традициям, что находит отражение в размышлении "Город и человек": "Совершенно очевидно, что невозможно пробудить потребность красоты в народе, окружив его повсеместно агрессивной визуальной средой. Необходимо создавать комфорт для зрения и души. Только таким путем и можно выработать потребность в красоте у россиян, их бережное отношение к окружающей среде".
Как тут не согласиться! Автор развивает бессмертный тезис Достоевского: если уж стремиться к гармонии, то во всем, ведь каждый нормальный человек тянется к жизни в уютной среде, по крайней мере, пытается облагородить окружающее пространство. Эта книга, по большому счету, о том прекрасном, что мы утеряли: величественность городских усадеб, искусство каллиграфии, восприимчивость к оперной музыке… как верно подметила автор, это "глубокое чувство внутреннего достоинства", ощущения своей значимости без болезненного сравнения себя с другими, наш современник расплескивает, променяв исконно русское ощущение самости на одышку конкурентной гонки. Да и в Большой Театр девушки сегодня могут прийти в джинсах, наскоро стянув на затылке "хвост"…
Коммуникативная особенность мемуарной литературы — построение структуры текста вокруг автобиографических элементов — создает доверительную атмосферу и побуждает читателя прислушиваться к мнению автора. В то же время, личные впечатления в мемуарной прозе равноправны описываемым событиям, оттого текст становится целостным. Автобиографическая составляющая, этот неотъемлемый компонент мемуарной литературы, плотно цементирует короткие, плавные тексты, не давая им разлететься по ветру, как осенним листьям, бережет во времени и пространстве информацию о жизни, события из которой и являются предметом теплых воспоминаний. Книга заканчивается вопросом: "Может, я и правда писатель?" А может, мы уже знаем ответ?

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.