Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (165), 2019 г.



Юрий Казарин
"Над бездной"



М.: "Издательство Евгения Степанова", 2019

Эта тонкая книжечка, увидевшая свет в начале 2019 года, по насыщенности содержания стихотворного текста "тянет" на целую библиотеку. В сборник "Над бездной" Юрий Казарин поместил новые, никогда и нигде не публиковавшиеся стихотворения. Ключевой образ — небо (как дневное, так и звездное, например, образы Млечного пути, упоминание созвездия Кассиопеи) — выступает связующим элементом прозрачного, будто выписанного акварелью пейзажа.
Что можно сказать об этом выдающемся мастере отечественной поэзии? Юрий Казарин — признанный классик, успешно реализовавший себя в избранной художественной концепции. Это тот случай, когда стихотворения тяжело анализировать, хочется просто наслаждаться их минималистичной целостностью:

Полчаса, а то — полвека, полежу
и в глазах закрытых небо подержу:
пусть прижмется к несоленому, в слезах,
морю — голому, глубокому — в глазах.
Высплюсь с небом — буду плакать, буду петь,
Буду небом в небо главное глядеть.

Юрий Казарин освобождает своего лирического героя от традиционной антитезы внешнего мира "небо — земля" и внутреннего сопоставления ("телесная оболочка — душа".) Он сам есть небо — его часть, пусть отраженная в глазах, второстепенная, но родная, которая смотрит на "главное" небо если не покаянно, то, по крайней мере, благоговейно. Причем, в данном случае слово "небо" не заменяется на символическое его значение — "небеса", а остается природным. Человек должен быть настроен на "одну волну" с окружающим миром, чтобы увидеть и прочувствовать живописность природы, ее скромное благолепие:

И в паутине первая звезда.
Пушистый свет. Оконные места.
И пустоты стеклянные уста,
рисунок лебеды — в окне, без линий,
где пишет лебеду свободный иней,
темнея от любви до полной тьмы:
все состоит, как зренье, из зимы –
и в высоту вжимаются холмы
над белизной, от стужи темно-синей.

Русский пейзаж вбирает в себя свет изначальный, божественный. Притом, что в этой книжечке само слово "Бог" упоминается лишь дважды, каждое стихотворение пронизано присутствием вечной, неподвластной человеку силы. Образ "первой звезды", тем не менее, не позволяет читателю дышать  рождественской радостью: в сочетании с "пустотой" на первый план выходит понимание, что вот-вот пришедшему в мир младенцу предстоит выдержать и отвержение, и равнодушие, и неизбывные испытания. В то же время, ритмика стихов — плавная, протяжная, отсылает нас к русским народным песням. А высветление христианских образов углубляет и без того содержательные стихотворения:

Призрак сада мерцает в саду.
Листопад. Синева. Наважденье.
Пустоты золотое хожденье
в зеркалах, перезябших в пруду,
по которым я с хрустом иду
на тот берег, на свет, на беду –
и рыдает твое отраженье.

Не правда ли, что "просвечивает" сквозь оголенные ветви призрака сада извечный евангельский мотив? Тема "хождения по воде" столь удачно вписана в "наваждение" лирического героя, что ее обнаруживаешь не сразу, постфактум, уже успев сродниться с лирическим героем и "вписав" свое восприятие в нарисованный автором пейзаж. Все по-настоящему стоящее, великое, совершается незаметно. Стихи Юрия Казарина дарят читателю чувство умиротворения и благородную красоту звучания высокой философской поэзии.

Ольга Ефимова



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.