|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 11-12 (163-164), 2018 г.
Irena Ssance
"C небес на землю"
М.: "Вест-Kонсалтинг", 2018
Сборник прозы и поэзии Ирены Санс, увидевший свет в 2018 году, можно, на мой взгляд, охарактеризовать одним словом: женственность. Эта добродетель стремится привнести гармонию в окружающий мир, а стало быть, сделать его красивее. Обращает на себя внимание не только форма — плавная, задумчивая, но и широта кругозора автора.
Небо и земля олицетворяют отцовское и материнское начало. В отличие от земли, которая отражает материальную основу жизни, небеса всегда означали бесконечность духа. Значит ли это, что необходимо поставить приоритет материального над духовным? В каких пропорциях они должны существовать в человеке, и не будет ли со стороны трезвого наблюдателя преступлением призывать к реалистичному мышлению, ту, что строит воздушные замки:
В моих глазах волшебный розовый туман
Через него смотрю на мир
"Спустись с небес на землю!" — так обычно "одергивают" чересчур мечтательное создание. То есть — прекрати грезить, займись чем-то практически полезным. И ведь советчик вряд ли возьмет на себя труд пораскинуть мозгами: что ей даст пресловутый "спуск"? В любом случае, прежде чем спрашивать "как?", стоит поинтересоваться, "зачем". Женщине, если это настоящая женщина, а не "мужик в юбке", свойственно увлекаться, бурно выражать свои эмоции и вообще — вести себя чуточку по-детски. Это не глупость, это живое воображение творческого человека. Творчество — неотъемлемая черта женственности. Для нее естественно романтизировать отношения между мужчиной и женщиной, как это делает автор в коротком прозаическом произведении "Арианна"). В этом тексте мне слышится голос А. Грина, пропитанный жаждой сильных ощущений и верой в жизнь.
Название сборника можно трактовать и по-другому. Если исходить из божественной природы человека, то душа каждого из нас через родителей приходит — в прямом смысле — с небес на землю. На первый план выходит философский аспект. Впрочем, "расшифровать" его может только человек высокой духовной культуры. Концептуальная метафора служит источником возникновения многосмысленного образа. Если неразвитая личность увидит в авторе всего лишь вдохновенную красавицу, то зрелая сразу оценит, как тонко она чувствует слово. Сколько смыслов умещается в трех строках:
Бог во мне
Бог в тебе
Это один Бог или разные?
Ирена Санс поднимает сложнейший философский вопрос. Мы все едины, ведь, если эксперимента ради, лизнуть на морозе железку, язык примерзнет у любого экспериментатора, независимо от религиозной принадлежности. Но отчего же тогда приверженцы разных конфессий на протяжении столетий не могут между собой договориться?..
Разумеется, такие стихи — "высший пилотаж" философской лирики. Мало внести в стихотворение "о божественном" свой личный опыт, авторская мысль должна быть еще облачена в совершенную форму. Многоплановая проблематика лирики автора осмысливает место человека не только во Вселенной, но также и в "микрокосмосе" — в отношениях с обществом, с другими людьми, с изменчивой, но цикличной природой Земли, на которой нам отведено существовать по определенным Законам. Отношения — это стихия женщины. Кто, как не женщина, способна создать свободное стихотворение, базирующееся на глубоком философском подтексте:
Я снова утренняя заря
Капля росы и озоново‑влажное утро
Еще не так давно, в это время
Спала я сном беспробудным
Думала, что так будет всегда — всегда
Но наступила весна. Весна!
Кажется, будто это все — о себе, о личном, а на самом деле все о том же — о вездесущем времени, о категориях, не контролируемых человеческим сознанием. Для стихов Ирены Санс характерна особая смысловая перспектива, в которой размываются грани между бытовым и бытийственным. Время — категория, которой автор уделяет пристальное внимание:
Старше — моложе — какая разница.
Главное, что вообще выглядит.
Ирене Санс недостаточно поэзии в ее "чистом" виде. Медитативность, тонкий психологизм — те качества, позволяющие женщине настраиваться на общечеловеческие ценности. Утонченная женщина как будто владеет искусством замедлять время. Она никуда не спешит. У нее нет желания "подстегнуть" ход часов. В принципе, этим верлибром можно объяснить теорию относительности. Ну и куда же без тяги к протесту против смерти и разрушения: оставшийся за кадром герой воплощен в материальном мире: он в ы г л я д и т, стало быть, имеет четкую форму, плоть, кровь, возраст. В то же время, в движении времени она видит и негативную сторону. Физический и философский аспекты понятия времени противоречат друг другу, и, как следствие, приводят к маленькой трагедии, невидимой беглому взгляду:
Воспитанные люди выглядят более зрелыми,
Даже в детстве — с легким налетом седины.
Концептуальная поэзия Ирены Санс утверждает себя как система, в которой текст, вступая в диалог с читателями, становится источником рождения многомерных поэтических образов, обращенных к читателям различного образовательно-культурного уровня. Автор напоминает нам: при всей относительности времени оно представляет собой непрерывный процесс, в том числе, и эта книга
Не точка, но многоточие.
Движение, не остановка.
Надежда Дрозд
|
|