Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (161), 2018 г.



Екатерина Яковлева.
"Темные искусства"



М.: "Вест-Консалтинг", 2018

"Темные искусства" — вторая книга Екатерины Яковлевой, вышедшая в издательстве "Вест-Консалтинг", — стилистически и тематически выглядит продолжением первой. Обстановка, в которой действуют ее герои — мрачная, готическая, в темных тонах — сгущается, а напряжение нарастает. И, как ни удивительно, в массу черно-серых тонов вклинивается белый — цвет невинности и чистоты:

Очистит раны белый снег,
Затянет хрупкий лед.
И кто-то, словно проводник,
Ведет меня вперед.

Проводник — фигура знаковая. Именно он способен уберечь путешественницу от бесконечных скитаний. Одиночество, отчаянный поиск родственной души вновь и вновь заставляют героиню обратиться к загадочным, угрюмым "красавчикам" — вампирам, призракам, душегубам:

В который раз играешь ты со Тьмой,
Стараешься в запретное проникнуть?
Зачем взываешь к Силам за чертой,
Читая заклинанья и молитвы?

Тему "темных искусств" автор развивает увлеченно и старательно. Как и в первой книге, героине легко дается отождествление с вампиром, поскольку и тот, и другая потерялись: одна — ранимая и талантливая, вынужденная приспосабливаться к миру, другой — бродящий в безвременье, неприкаянный в пространстве:

Я ужасом бродил в ночи,
Я был свободен, словно ветер,
Во мне нет света, нет души,
Я Темный Ангел, я — бессмертен.

В новой книге эта тема усиливается. Бессмертие-бесстрастие — это сверхспособность, которая могла бы дать героине силу и независимость. Очень трудно избавиться от фантазий о всемогуществе. Вампир — это хищник, "хозяин жизни", он в принципе не имеет привязанностей, тогда как семья, любовные или дружеские отношения — это всегда уязвимость, слабость. Ложное величие этого образа строится на всесилии, но, если подумать, счастливее он от своего дара не становится.
Стихотворения Яковлевой, при всей их эпатажности, раскрывают первобытные человеческие страхи: ранимость, страх перед другими людьми и социумом, страх одиночества и страх смерти. Это те древние инстинкты, в которых не хочется признаваться ни себе, ни окружающим. В то же время, все, что мы не осознаем, управляет нами исподволь. Автор не рискует делиться с нами столь волнующими переживаниями от собственного лица, зато создает мир условный, в котором это относительно безопасно.
Что заставляет пускаться красивую и умную девушку обучаться "тесным искусствам"? То же, что гложет многих из нас — отсутствие опоры, поиск смысла жизни. Опираться на себя страшновато, ведь это во все времена не поощрялось, до Бога далековато (насмотришься на нынешних церковных раскольников — усомнишься в вере), остается уповать лишь на иных, нечистых сущностей, которые вроде бы прекрасно себя чувствуют. Автор метафорически описывает кризис общества потребления и его неминуемую кончину (если все и дальше пойдет в том же духе):

Разверзлись недра пустоты,
Небес обрушивались своды,
Разгромлены и стерты в пыль
Ничтожные "цари природы".

Всемирный потоп — апокалиптическая картина, которая имеет большие шансы стать реальностью. Я бы не воспринимала подобное описание серьезно, если бы оно действительно не имело под собой оснований. К сожалению, пессимизм автора в отношении мира по большей части оправдан: тайфуны, цунами и прочие погодные катаклизмы в разных уголках света происходят чуть ли не ежедневно.
Нет смысла осуждать автора за приверженность данной тематике. Противопоставить мраку современной (читай — обезбоженной) культуре пока что нечего. А вот читать стихи Екатерины Яковлевой, обсуждать нравственные проблемы, стоящие перед ее героиней, и художественные достоинства произведений — смысл имеет. Длинные, романтические стихотворения, наполненные драматическими переживаниями, вызывают сильные эмоции, так необходимые любителям изящной словесности.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.