Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (160), 2018 г.



Борис Якубович.
"Царица ночи"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Книга прозаика, публициста и драматурга Бориса Якубовича под манящим названием "Царица ночи" представляет собой авторский сборник, соединивший под одной обложкой как многообразие тем, так и смешение жанров. Вниманию читателя предлагаются художественные и публицистические работы автора разных лет, не объединенные единой концепцией, однако представляющие интерес каждая в отдельности. Здесь и небольшой мистический роман, и пьесы, и калейдоскоп культурологических статей, освещающих самые разные предметы. Но все же большая часть сборника посвящена исследованию тайн древнейших человеческих культур — шумерской, иудейской, античной… Именно мистические загадки, зародившиеся еще на заре человечества, воспринимаются как лейтмотив данного многопланового сборника. Образ древнеримской женщины-ученого Ипатии, предстающий в одноименной авторской пьесе, статьи, посвященные "певице любви" Сапфо или многомудрому Птолемею, загадкам древних храмов или еврейскому празднику Пурим — все эти представленные в книге работы демонстрируют особенно пристальное, глубокое отношение Бориса Якубовича к истокам человеческой цивилизации и характеризуют его как увлеченного исследователя.
Основным произведением книги, благодаря которому и родилось само ее название, стал художественный роман "Бездна" с предваряющим его документально-исследовательским очерком. Здесь перед нами предстает образ той самой "царицы ночи", мифического демона Лилит, наводящего мистический страх еще на древних шумеров и, по версии талмудистов, незримо присутствующего на страницах Библии.
Стройная темноволосая демонесса "с тонкой талией, прекрасная в своей наготе, но при этом с крыльями и лапами совы" (такой она предстает на древних вавилонских барельефах), согласно талмудическому преданию, была первой женой Адама, сотворенной одновременно с ним, и лишь после ее изгнания за непокорность мужу из ребра Адама появляется всем известная Ева. Лилит же становится воплощением темной роковой страсти, ненасытного вожделения. Соединяясь с демонами и земными мужчинами под видом прекрасных дев, она плодит темные сущности, нередко из зависти и ревности покушаясь на жизнь новорожденных детей простых смертных. И в этом миниатюрном, полном условностей и недосказанностей, романе Бориса Якубовича взору читателя предстает "головокружительный полет гигантской черноволосой женщины, окруженной сонмом чернокрылых демонов, порожденных первым грехопадением…".
Если вдуматься в этот аллегорический образ, он отражает в себе тот самый фрейдистский основной инстинкт, древний как мир, но так до конца и не познанный. Лилит — само воплощение бессознательного "оно", совокупности инстинктивных влечений, именуемых сексуальностью, которая в человеческой культуре не только превратилась в явление самодостаточное, обособленное от своего, казалось бы, главного и единственного предназначения — деторождения, но даже загадочным образом противостоящее и противопоставляемое ему. И подобно тому, как пугает и манит нас безбрежный мир чувственных переживаний, порождаемых сексуальностью, "феерические искры притяжения и отталкивания, — по выражению самого Бориса Якубовича, — постоянно пробегающие между надмирной демонессой-полубогиней и покоренными ее мрачным очарованием людьми, будут еще долго волновать падкое к пороку человеческое воображение". От себя же добавим: бесспорно, феномен человеческой сексуальности порождает немало пороков и бед, присущих человеческому роду, но он же на протяжении всей мировой истории служит также и мощнейшим двигателем искусства, литературы, философии — словом, не только ужасного, но и всего самого прекрасного в человеке.

Марианна МАРГОВСКАЯ



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.