Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (160), 2018 г.



Елена Фёдорова.
"Метроном вечности"



М.: "Вест-Консалтинг", 2018

Человек — самое странное создание на Земле. Наделенный свободой выбора, он способен на высочайшее самопожертвование и на жесткость, к описанию которой трудно подобрать эпитеты. В животном мире существа одного вида не истребляют друг друга. Если это происходит, популяция вымирает. Только человек "преуспел" в уничтожении себе подобных. Исследуя природу человека, ученые и психологи, а также писатели и художники пытаются найти объяснение этому феномену в объективной реальности.
Проза Елены Фёдоровой предлагает иной взгляд. Фантастический роман всегда содержит два мира: реальный и фантастический. В романе "Метроном вечности" оба мира динамичны: они не существуют отдельно друг от друга, а все время общаются, перетекают один в другой. Персонажи наделены сверхсилой. В их жизни происходит столько случайных совпадений и столько значимых в другом мире моментов, что они уже никак не могут быть случайностями, а прямо-таки кричат о наличии иной реальности. В поезде Лёля встречается с Марком, и с этого момента читателю открывается возможность заглянуть в таинственный мир магии.
Автор уверена, что за агрессивные эмоции, часто раздирающие человека изнутри, — грубость, хамство, гнев, — "отвечает" неподконтрольное его сознанию, иррациональное начало: "К сожалению, люди не понимают, что причина такого грубого, порой неадекватного поведения намного серьезнее, чем просто злость или раздражительность от житейских неурядиц. Во время подобных стычек происходит битва монстров. Так они проверяют свою силу. Они специально провоцируют людей, заставляют их орать и сквернословить, чтобы забрать у них как можно больше энергии. Чем больше зла вокруг, тем сильнее становятся монстры". В принципе, это библейское понимание зла, высказанное современным, более доступным молодежи языком. В романе присутствуют ссылки на Библию, а кульминацией становится напутствие Веры Васильевны, чья сила перешла к Яне: "Сделай то, что я не смогла… Люби… Храни свою душу…"
А как важно слушать себя! Чтобы напомнить об этом, одну из героинь автор загоняет в трагическую ловушку. За несколько дней до насильственной гибели Анна раскрывает дочери тайну ее рождения. В отчаянном монологе женщины мы слышим и сожаление о прошлом, и тоску по несбывшемуся счастью: "Господи, почему мы не слышим свою душу?" Почему мы не верим своей интуиции? Если бы я не уехала сейчас от Анри, то сейчас бы Антуанеттой была, а не женой боевого командира. И жили бы мы с тобой не в хибаре этой, а в замке на берегу Сены".
Война для Фёдоровой — шанс пробиться к свету: "На войне неизбежно кто-то погибает. Георгий принес себя в жертву, чтобы мы с тобой жили, чтобы наши дети встретились и полюбили друг друга". Расстановка сил добра и зла предельно проста. Всегда побеждает то начало, которое ты предпочел, и раз выбрав, все сложнее отказаться от избранного: "Прах к праху… Свет к свету… Душа к душе… Тьма во тьму…"
Черная магия — прескверная штука. Зло, которое творят люди, умножается, поддерживаемое потусторонними силами. Зависть и ревность Веры разводят Лёлю и Леонида, в конечном итоге оба умирают, а зловещий голос: "Цветы с могилы нужны, чтобы врагов уничтожить" звучит как в начале, так и в финале произведения. Правда, в конце он теряет свою темную силу и появляется как напоминание о том, чего делать не стоит, если хочешь остаться на стороне света.
Роман насыщен судьбоносными встречами. Несмотря ни на что, Леонид и Лёля таки воссоединились, Злат и Алиса находят друг друга "после вселенской разлуки", Яна и Кирилл на последних страницах утверждают: "Мы справимся". Автор обрывает повествование на мажорной ноте. Яна видит ангела. Этот образ говорит нам: борьба черного и белого бесконечна, но божественное, неистощимое, всегда побеждает человеческое, низменное. Такие вещи лучше воспринимать, отойдя от привычной реальности, размышляя над поступками вымышленных лиц. Скучно точно не будет, а философский подтекст усвоится подспудно.
Автор строит роман на простом, но прочном фундаменте: каждый из нас жаждет придать своей жизни смысл, в глубине души ожидает признания и успеха. Но чтобы реализовать себя, надо любить. Оттого Марк с его ненасытным стремлением к власти погибает, так и не успев создать "корпорацию монстров". В то же время в финале романа Яна прощается с читателями, окруженная родственниками. Ей есть ради чего жить и кому отдавать тепло своей души.
Книга Елены Фёдоровой дарит нам всплеск эмоционального удовольствия и надежду на будущее  — все то, чего мы ждем от любовно-фантастического романа.

Надежда ДРОЗД



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.