Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 07 (159), 2018 г.



Марианна Рейбо.
"Нано"
Фантастическая повесть



М.: "Вест-Консалтинг", 2018

В 2018 году в издательстве "Вест-Консалтинг" вышла вторая книга Марианны Рейбо, название которой вовлекает нас в мир высоких технологий. Главное действующее лицо — шлем виртуальной реальности, целиком изменяющий восприятие мира. Именно он засасывает в систему двоих девушек и одного юношу, увлекает, опутывает, а в конечном итоге — опустошает. Подзаголовок "фантастическая повесть" лично у меня вызывает несогласие. Фантастическая?.. Это в наше-то время, когда в молодежной среде установилось негласное правило: удалить человека из "друзей" в соцсети означает вычеркнуть его из своей жизни? Скорее — беспощадно-прогностическая, своего рода диагноз. Описанные события пока что невозможно повторить "на практике", но мороз бежит по коже при мысли о том, что в недалеком будущем такая возможность появится: компания "Фейсбук" уже купила фирму-производителя VR-очков и в ближайшее время планирует привлечь не меньше миллиарда новых пользователей.
Будучи кандидатом философских наук, Марианна Рейбо поднимает серьезные темы, которые можно назвать "новыми философскими проблемами": как конкретно соотносится сознание с мозгом, как чувственное восприятие может быть непосредственным доступом к реальности, если оно способно принимать за таковую искусственно смоделированные обстоятельства? Наконец, что будет, если выйти из системы?
Автор соблюдает жанровые традиции: система виртуальной реальности предоставляет возможность любого поведения без ответственности за него, без страха осуждения или отвержения. Так пухленькая и страдающая от собственной полноты Ольга превращается в шикарную красотку Виолетту, так успокаивает Веру искусственно созданная компьютерная среда: "Здесь не реальность командовала ею, здесь она управляла реальностью". Взаимодействие одного героя в двух мирах, параллелизм выдуманного и реального образов, остросюжетность и драматическая концовка — основные черты фантастических повестей. Непомерно раздутое сознание, захлебывающееся, ненасытное, распаленное жаждой денег и славы, делают Дмитрия домашним тираном, но в Сети он с успехом изображает из себя гуру. Ольга и Вера — жертвы собственных комплексов, Артур — заложник украденного образа.  Объединяет их чудо-шлем — легкий способ спрятаться от действительности. Марианна Рейбо показывает якобы доступные "преимущества" искусственной компьютерной среды перед реальностью: иллюзию контроля над взаимоотношениями с другими людьми. Молодые люди намертво привязываются к системе, окунаются в фальшивые чувства, чтобы, пройдя через страдания, в финале отбросить злосчастную игрушку.
Вспоминается роман Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков" и удивительная Машина счастья, которая, по замыслу инженера, должна выполнять все желания. Но жена изобретателя, опробовав Машину, плачет горькими слезами. Она понимает: теперь всю жизнь ее будет тянуть в мир, о котором она всегда мечтала, но который недоступен. Тем же заканчивают и героини Рейбо. Ольга и Вера сбрасывают с себя злополучный гаджет, Артур наказан больнее: он забывает шлем на трамвайной остановке — и вместе с ним теряет Веру. Навсегда. Так совершается возмездие — все возвращается на круги своя. Так звучит у автора призыв к смирению, ибо в реальности далеко не все зависит от нас.
Марианна Рейбо продолжает литературную традицию знаменитого фантаста, но в ее (точнее — в нашем сегодняшнем) мире действие протекает гораздо жестче, реалистичнее. Кто такие потребители инфобизнеса? Наивные наркоманы, "подсевшие" на положительные ожидания. Звездный коучер (слово-то шипящее, калька с английского — это вам не полновесное русское — "учитель", в крайнем случае — преподаватель) Дмитрий Левицин работает именно так: начинает с построения ожиданий, вводит в систему, сулит доверчивым последователям манну небесную…
Попробуйте спросить у случайного прохожего, что он думает о всевозможных "учителях жизни" — наверняка услышите нечто нелицеприятное. Представляя себе портрет этого героя, испытываешь внутреннее сопротивление. Учиться? У такого? Боже упаси… Но Левицин — собирательный образ сегодняшнего "успешного" человека. Главное для него — власть над "стадом". Кто он? Пустой человек, шлак, отлакированный Системой. Мыльный пузырь. В общем, крайне неприятный персонаж.
Артур вроде бы хороший парень, но и его сломала жажда мести. Цель юноши  — не просто взломать систему, бросить вызов киберпространству, но, в первую очередь, поквитаться за былые унижения с отцом и с Ольгой. Возвыситься над ними, восстановить, так сказать, справедливость.
Молодые люди осознают, что их поглотила имитация настоящей жизни. Особенно отчетливо и болезненно это ощущает Вера: "Это ощущение жизни и сейчас, спустя годы возвращалось на волнах памяти опьяняющим запахом свежескошенной травы, бликами солнечных зайчиков на облупленных бревнах старого, покосившегося дома, сварливым квохтаньем белой курицы, с интересом поглядывавшей в ожидании хлебной корочки". Вера смутно понимает: счастье дают нам реальные вещи: любовь бабушки, привязанность к домашним питомцам, единство с природой. Счастье не могут дать воображаемые конструкции. Но, чтобы получить свое, нужны реальные действия. А с этим у наших героев дело обстоит из рук вон плохо.
Образы молодых людей показывают, как тяжело человек переживает собственную несостоятельность: "Когда мне плохо, я никто!" В этот момент хочется "обнулить счетчик", скрыться от всего мира. Не случайно Вера страдает агорафобией — боязнью открытых пространств. Так велик разрыв между идеальным и реальным, что хочется сбежать куда подальше из этой реальности, не разбирая дороги.
Наше знание о реальности основывается на том, что окружающий мир именно таков, каким мы его видим. Автор очень ярко демонстрирует, чем оборачивается попытка стать кем-то другим: "…Ольга с трудом открыла глаза. От долгого сна ресницы слиплись, не давая подняться векам, а руки были зафиксированы по швам длинными трубками капельницы".
Марианну Рейбо трудно назвать фантастом в прямом смысле этого слова. Она пишет о жизни — о тех, кто набивает шишек, чья психика больше всего подвержена влиянию. Автор создает социальную драму, которую, однако, завершает на еле слышной обнадеживающей ноте. В финале Вера попробует вернуться в реальность: "Скоро Вера проснется. Утром она снова попытается выйти из дома". Быть может, однажды она перестанет бояться. А читатель, закрыв книгу, вполне вероятно, выключит хоть ненадолго свой смартфон, чтобы, отбросив симулятор счастья, выйти на пару часов погулять на свежем воздухе. Пора последовать тому, к чему призывает нас автор: "Давайте выйдем из системы! Давайте жить так, будто мы бессмертны!.."

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.