Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 31 (61), 2010 г.



Станислав Пенев

"Болгарское море"

Библиотека журнала "Дети Ра", "Вест-Консалтинг", 2010



Станислав Пенев из Варны посвятил свой поэтический сборник "Болгарское море" своим самым близким и родным:"Жене Васке и сыну Пепе с любовью", — читаем мы на первой странице книги. И если вся жизнь зародилась в воде, в море, в океане, — значит, любовь тоже родилась в водной стихии. Становится понятным и логически неоспоримым поэтому столь естественное посвящение любимым жене и сыну.

Это третья по счету книга на русском языке талантливого болгарского поэта, главного редактора ежемесячника "Литература и общество" Станислава Пенева. Две предыдущие его книги, название которых тоже естественным образом связаны с морем, — "Берега" и "Пристань" — вышли в независимом литературном агентстве "Московский Парнас" в 2008 и 2009 г. г. Как заметил переводчик Пенева, посвятивший себя служению болгарской поэзии, Всеволод Кузнецов, водная стихия для него — "...целая планета, Вселенная, где можно найти все, что тебя интересует. И она служит для автора фоном, отправным моментом, на котором он строит свои соображения, выражает свое настроение и отношение к вопросам и проблемам, которые затрагивают его сердце, его душу и глубоко интересуют".

Пристально всматриваясь в отдельную живую душу моря — будь то медуза, рак, водоросли или мидии, — автор философски сопоставляет состояние морских животных или растений с настроением своей собственной души. Это сопоставительные параллели или ассоциативность всегда отличают живое творчество, в частности, поэзию, в которой не требуется уже метафор для яркого выражения переживаний и мыслей:

"Отступаешь... Но шипишь смело.
Коварство, — не поможет в бою.
Тебе угрожают, — но ты умело
забиваешь жертву свою". ("Рак")

Выразительные стихи о плоских и холодных медузах заставляют по иному взглянуть и на самих медуз, и на явление мимолетной страсти в жизни, мысли о которой возникают при прочтении этого стихотворения:

"Выплывают привидения полуночные.
Надуваются, пылая страстью, —
к чужому телу... Мощные
искорки чувств их — сплошные напасти...
Эти водные фонари, — светом делятся
будто надеждой, зарядом, — души
Только на шторм и надеются,
и гаснут, — легко, послушно.
И валяются беспомощно на берегу:
липкие, слабые, без движений, —
и волны родимые, не стерегут, —
за пределами их владений..."

Иногда лирическому герою хочется спрятаться от мира, уйти от проблем. Кто из нас не хотел бы того же самого — с головой погрузиться в мечту или залечь на дно морское, чтоб никто не приставал, не трогал, не дергал тебя? Скрыться от суеты на дне моря — такое возможно только поэту, да и то на короткий промежуток времени, на тот момент, пока он пишет:

"Вот нырну я, — / и долго останусь, — / здесь на дне, — только я господин... / Мир цветов я увижу с экрана, — / мир волшебный, — и в нем я один".

Но приходится возвращаться из этих циклических "Глубин". И за морскими "Глубинами" уже возникают более земные циклы. Такие, как "Прибой" или "Осознанные мгновения". Жизнь, смешанная с воздушной поверхностью, свежим бризом наносит метафоры. Когда волна, в объятьях берега, "...смиренно сбросила рубашку. / И вот суть ее видна, душа ее, — / как нараспашку". Но "даже для берега своего волна остается чужой". Сразу вспоминается, что "нет пророка в своем Отечестве". Но трудно придумать в искусстве и в поэзии, в частности, что-то новое, и порой "изобрести велосипед" — это выразить известную идею по-своему, что Станиславу Пеневу удается в полной мере его поэтического дара. А жизнь, если человек поэт, воспринимается им немножко отстраненно, как "сплошные приключения", но только "для тех, кто страстью наделен". Это страсть интереса к жизни, к творчеству, к женщине. Цикл "По лунной дороге" посвящен любви. И любовь для поэта — "это лишь дверца, где-то, — / через которую можно войти в тот мир, где нет ненависти и злобы".

"Болгарское море" Станислава Пенева исполнено в рамках качественной традиционной силлабо-тоники и приоткрывает нам широту болгарской поэтической души.

Полина ВАЙС



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.