Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 06 (158), 2018 г.



Константин Кедров-Челищев.
"Партант"



М.: "Издательство Евгения Степанова", 2018

Новая книга Константина Кедрова-Челищева очень меня удивила. Я всегда считал, что литургическому стилю поэта больше подходят стихи "длинного" дыхания. Запомнились его большие поэмы — "Бесконечная", "Нуль Леонардо", "Компьютер любви". Каково же было мое удивление, когда я увидел, что книга "Партант" состоит, в основном, из совсем небольших стихотворений! "Краткость — сестра таланта"? Автор словно бы "просеял" свои известные поэмы и выбрал из них наиболее значимые, на его взгляд, фрагменты. Всем сестрам таланта роздано по серьгам. Это производит на искушенного читателя впечатление отрывков, подобных дошедшим до нас фрагментов древнегреческих философов‑досократиков. Только там полные тексты были утеряны, а здесь автор работу времени "выполнил" сам. Книга поэта открывается четырехстишием, известным по поэме "Бесконечная":

Я вышел к себе
через-навстречу-от
и ушел ПОД
воздвигая НАД

Это было какое-то удивительное прозрение, снизошедшее на тогда еще семнадцатилетнего поэта. Еще не было и в помине теории метаметафоры, прославившей впоследствии Константина Кедрова. Но идея ее уже намечена в этих юношеских строках. Подобно третьей стороне медали, она уже "фосфоресцирует" в геометрических линиях ранних строк поэта. У Малевича был черный квадрат. Кедров же словно бы рисует белый куб. Он "выходит к себе", осваивая по пути необозримые смежные пространства. И делает заявку на новую, "пространственную" поэзию. Одновременно он выступает как глашатай "великого диссонанса", нанизанного на "обнаженный нерв". Неконтрастный мир теряет половину своего притяжения. Благодать контраста возникает там, где сходятся в любви противоположности. В пику традиционной диалектике, строящейся на "отрицании отрицания", поэт ратует за "утверждение отрицания". У Кедрова это — достаточно большой цикл стихотворений. Книга "Партант" — футуристическая по своей сути. Здесь много игры слов, неологизмов.

Я язычник языка
я янычар чар
Язык мой
Немой
Не мой

Важен нам и поэтический космизм Кедрова-Челищева. В данной книге он зримо проступает в "астральном" цикле, где автор дает созвездиям певучие, музыкальные имена. Серия "Авангранды" "Издательства Евгения Степанова" интересна тем, что здесь происходит "перезагрузка" нашего представления о личности каждого поэта. Не стала в этом плане исключением и книга Константина Кедрова-Челищева. Действительно, самые известные произведения поэта, включая знаменитый "Компьютер любви", в книгу не вошли. Спрессованная краткость — вот девиз нового издания. Вместе с тем, Константин Кедров-Челищева вполне узнаваем и здесь.

Не знаю ты или я ль
Бетховен сыграл в рояль
Спокоен и хладнокровен
В рояле лежит Бетховен
Он был гениальным снобом
Рояль перепутал с гробом
В рояле музыке тесно
Музыка в нем воскресла.

В последние годы поэт часто обращается и к рифмованным стихам, хотя и в традиционной для него не пунктуационной манере. Смерти нет; рояль становится "мавзолеем" великого композитора. Снаружи и внутри — одно и то же: прижизненная и посмертная слава немецкого гения. И завершается книга рифмованным стихотворением "Небо женщин". Это, пожалуй, типичное для стилистики Кедрова-Челищева "инсайдаутное" стихотворение.

Каждая женщина — небо
Мужчина в небе полет
Нежится в облаконеге
Нежный автопилот

Сколько бы ни было тел
Я в них как в небе летел
Но изнутри и извне
Небо летало во мне

Творчество Константина Кедрова-Челищева открывает в читателях рецепторы высокого общения. Неформатный дар поэта требует новых прочтений. Мир — это обратная перспектива Рима.

Александр КАРПЕНКО



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.