Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 06 (158), 2018 г.



Елена Фёдорова.
"Метроном вечности"



М.: "Вест-Консалтинг", 2018

Елена Фёдорова — талантливый российский автор, поэт, писатель, чья проза отличается сложным внутренним ритмом. Роман "Метроном вечности", как мне кажется, заинтересует в первую очередь читательниц. Женщина от природы отличается большей эмоциональностью и склонна верить в мистические события. Кого, как не женщину, способна привести в восторг красочная история любви, в которой высшие точки эмоциональной амплитуды — эйфория от встречи и скоропостижная кончина обоих любящих сменяют друг друга с ошеломляющей быстротой? Читательница еще не успела настроиться на "жили они долго счастливо", как вдруг — бац! — несколькими абзацами ниже ее ошеломляет "умерли в один день"…
Писатель всегда ищет свою тему, и Фёдорова не исключение. Чем больше автор отходит от неких клише, принятых в "популярной дамской прозе", тем больший читательский интерес вызывает слом шаблона. Как, например, молодой героине жить с таким знанием: "Кроме энергии, которая накапливается в наших телах, наших контейнерах, в них еще вселяются темные силы или монстры. У одних людей монстры находятся в состоянии зародыша, у других вырастают до гигантских размеров и вырываются наружу. Очень часто такой выход становится причиной гибели хранителя…"
Метроном — устройство, воспроизводящее регулярные звуки в определенном темпе. Механизм отсчитывает доли такта, и музыканту становится очень удобно играть. Но, чтобы прибор заработал, его, как механические часы, необходимо завести. Эта вещь — олицетворение конечного времени: рано или поздно импульс маятника утихает. Она же — олицетворение человеческой жизни. Немаловажно так же, с чем человек приходит и как покидает этот мир. В романе Фёдоровой одного из героев, Марка, фактически закапывают живьем, и эта сцена если и не вызывает у читателя отвращения, то и не пробуждает сострадания. Отчего? А вы бы сочувствовали человеку, чья заветная мечта — "создать империю монстров, которой не было прежде"?
Автор использует узнаваемый прием — стянуть родственников в тугой узел, запутать интригу так, чтобы выпутаться они могли ценой собственной жизни. Автор бросает друг другу в объятия брата и сестру по отцу. По понятным причинам, религиозные и мистические учения отрицают кровосмешение. Неудивительно, что Марк, не устояв перед чарами Стеши, теряет свою шаманскую силу. Значит, что-то надо с этим делать… Марк выбирает отнюдь не путь любви и света.
Запущенный метроном — нарушение баланса — влечет за собой смену обстоятельств, формирует начало трагических событий: борьбу сил добра и зла. Категория вечности тесно связана с категорией времени: не будь второго, первая не возникла бы. Кроме того, время всегда ограничено, тогда как вечность поддается охвату сознания. В любом случае, через умаление времени крайне важно показать беспредельность вечности, что и происходит в романе. Несколько поколений родственников переплелись, как нитки единой, прочной паутины, а повествование не выглядит завершенным: оно заканчивается красноречивым многоточием. Фёдорова вселяет в нас идею конечности описываемого ей большого промежутка времени, но метроном вечности продолжает стучать, и кто знает, какие испытания ждут ее героев впереди. Вполне логично будет выглядеть вторая книга, если писательница решит продолжить эту захватывающую историю. Таким образом, название книги отражает ее философскую составляющую, где первое слово — организующее начало, второе — предвкушение, ожидание ирреального. Решающую роль в этой книге играет последний абзац, абзац-предложение: "Сильная доля, слабая доля, сильная… сверхсильная… сверх…"
Стихи Леонида — тетрадь, с которой начинается путешествие Лёли Наумовны, поэзия, периодически сменяющая прозу, духовная лирика, завершающая произведение — все это придает роману стройность и добавляет выразительности.
И. С. Тургенев считал любовь самым действенным средством изображения персонажей, поскольку только в любви человек по-настоящему раскрывается как личность. И неспроста. Не только светлые чувства, но и все наши пороки: ревность, жадность, недоверие расцветают пышным цветом, когда мы влюблены. Персонажи Фёдоровой живут, подчиняясь сильным чувствам, а также обладают удивительными сверхспособностями.
При этом неземная сила как явление гармонично уживается в людях с их человеческими страстями, и нельзя не понять: неважно, какие у тебя способности, имеет значение лишь одно — используются ли они во зло или во благо. А главные слова вложены в уста Наташи: "Вера в Бога — единственное спасение, Яна… Страх Божий должен стать твоим главным сокровищем… Иных сокровищ не существует…"
Автор утверждает, что суперсила живет в каждом из нас: "Внутри каждого из нас накапливается сверхфизическая энергия. Тот, кто неправильно ее расходует, погибает раньше времени, отведенного ему на земле". Как бы там ни было, очень важно, чтобы литература приносила удовольствие. Проза Елены Фёдоровой обеспечивает заряд ярких эмоций, что не может не радовать читателя.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.