Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (157), 2018 г.



ВИКТОРИЯ ШОХИНА: «ОНА ТЯГОТЕЛА К ТРАДИЦИИ…»

В издательстве «Вест-Консалтинг», в серии «Судьбы выдающихся людей», готовится к печати книга Евгения Степанова «Татьяна Бек — поэт и человек…»
В книге, в частности, будут опубликованы интервью с людьми, которые хорошо знали Татьяну Александровну.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию беседу с публицистом Викторией Шохиной, которая дружила с Татьяной Бек многие годы.

Редакция

— Виктория, как и когда ты познакомилась с Татьяной Бек?
— Это было — страшно сказать! — в 1967 году (ты был еще младенцем…), на факультете журналистики МГУ… Она училась на редакционно-издательском отделении, я на газетном.. Мы как-то очень быстро подружились. Высокая, длинноногая симпатичная девочка. Улыбчивая. Синие веселые глаза.. Стильная. Шмотки были классные — помню японское платье мини в цветочек… И зимой — большая редкость по тем временам — дубленка (как мы все эту дубленку носили, я писала в воспоминаниях в книге «Она и о ней»). О шмотках говорю потому, что Таня считала, что родители ее воспитывают в духе военного коммунизма, и поэтому она чувствовала себя золушкой в писательском «гетто» Аэропорта…

— Вы вместе работали в «Независимой газете», в приложении «Экслибрис». Каким она была сотрудником?
— Да, я тогда была замом главного редактора НГ и позвала ее на договор — вести полосу в НГ-Ex Libris. Что тут можно сказать — если бы все работали, как Таня, то давно бы наступил коммунизм! Лучшего — более ответственного, обязательного и внимательного работника я не встречала. Даром что поэт, богема… Она все делала, с одной стороны, творчески, а с другой, — с немецкой (датской!) аккуратностью и педантичностью. Никогда не задерживала полосу.

— Как ты считаешь, в какой сфере Татьяна Бек проявилась наиболее ярко — поэзия, литературная критика, литературоведение, журналистика, переводы? В разговорах со мной она сама часто задавала этот вопрос и называла себя и растением, и садовником…
— Наиболее ярко Таня проявилась в поэзии — это безусловно. Процитирую из самого последнего ее стихотворения, с пометкой «16 января 2005. Ночь»:

О, как странно стареть,
Матерея и хитросплетая
Зауральскую медь
И сокровища Индокитая,
Золотую парчу
И бумажные нити поживы…
Я жива. Я кричу.
И мои однокашники живы.
Хорошо-хорошо!
…И далекий потомок махновца
Заряжает ружье
И нацелился. Но — промахнется.
(«Потомки махновца» не промахнулись.)

Так же ярко она проявилась и в переводах, которые суть поэзия. Вот ее перевод из афганского поэта Халили:

Высшее счастье в мире — дружеская беседа.
Смерть меня ужасает тем, что в разлуке — друзья.
Но и земля сырая станет нам общим кругом,
И посему от жизни смерть отделить нельзя…

— это ведь тоже про себя!
А какие у нее замечательные литературно-критические эссе — хотя бы те же колонки «Исподлобья» на страницах НГ-Ex libris. Живая картина литературной жизни!
В журналистике она очень любила такой жанр, как интервью. Не ленилась расшифровывать, редактировать, вгонять в формат. Ориентировалась на Соломона Волкова. И с ним, кстати, сделала замечательное интервью, оно было опубликовано в том же НГ-Ex Libris-е.

— Какие поэты на нее оказали влияние?
— Таня пила из разных источников. Говорила, что до Пушкина не доросла, так ей почему-то казалось…
Если говорить о созвучии ее женской душе, то это, наверное, Ахматова… Истеричность Цветаевой ее раздражала. А за самоубийство Таня ее даже осуждала, мы часто об этом спорили. Я говорила: «Представь только тот ужас, который она чувствовала в последние минуты»…
С точки зрения поэтической стратегии ей близок был — нравился! — Ходасевич: «И каждый стих гоня сквозь прозу..». За то же самое она ценила Слуцкого. И Межирова. Надо упомянуть и Рейна, увы…
Наши вкусы были прямо противоположными. Скажем, из шестидесятников я выбирала Вознесенского, Таня — Евтушенко. Она не могла читать Пелевина, Сорокина, которые меня так увлекали…
Она тяготела к традиции. Не любила постмодернистов, они ей раздражали. И очень любила Владимира Корнилова, как поэта и как человека.

— Какое влияние она оказала на современную поэзию?
— Про это ничего не могу сказать. В современной поэзии плохо ориентируюсь.

Беседу вел Евгений СТЕПАНОВ,
фото автора и Олега Исаева



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.