Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (156), 2018 г.



Людмила Саницкая.
"Остров открытой книги (Переделкино)"



М.: "Вест-Консалтинг", 2018

Кто не знает Переделкино? Сегодня это название известно всем. Писательский городок, возникший в 1934 году по инициативе Максима Горького, вызывает у читателя ряд ассоциаций. Прежде всего, с Корнеем Ивановичем Чуковским. Кто из советских детишек не слышал в начальной школе о знаменитой даче, где растет Чудо-дерево? Кстати, старое дерево, увешанное ботиночками и сапожками, радует маленьких посетителей до сих пор.
И взрослым в этом доме есть, где отогреть душу. Во дворе музея Чуковского располагается литературная гостиная "Гараж", которой автор посвятила несколько строк на мелодию популярного романса: "А напоследок я скажу — дай Бог здоровья ”Гаражу!“". С теплом и огромным уважением Саницкая отзывается о хозяйке этого творческого уголка — Алле Ефимовне Рахманиной. Именно она хранит традиции Переделкина, сплачивает его обитателей — проводит интереснейшие литературные вечера. Кто только не участвовал в писательских встречах — от начинающих авторов до классиков. Среди гостей переоборудованного под гостевой домик старого гаража были люди, чьи фамилии внесены в школьные учебники литературы: Борис Пастернак, Александр Фадеев, Андрей Вознесенский…
"Остров открытой книги" — название говорящее, реалистическое. Пространство, отведенное советским литераторам под дачные участки, со всех сторон окружено хвойным лесом и действительно напоминает участок суши, борющейся с водной стихией.
Как скупо сообщает Википедия, то, что для нас — заслуживающее пристального внимания место, для официальных лиц — "дачный поселок, не имеющий статуса населенного пункта". По документам его не существует: официально писательский городок до сих пор является частью ДСК "Мичуринец". Но стоит только сойти с платформы и оторваться от суетливых дачников, как отрешаешься от мира сего: Дом творчества, парк — советских читателей эти слова повергали в священный трепет. Эти полуобветшалые корпуса и вправду смотрятся как остров: в прошлом — таинственный и загадочный, ныне — заброшенный, полуобитаемый.
В своей второй прозаической книге Людмила Саницкая знакомит нас с поселком литераторов и его обитателям не как экскурсовод, но как его обитатель  — с почтением и любовью. Дом творчества был важным этапом на литературном пути автора, и она демонстрирует исключительно благожелательное отношение к прошлому этого славного места.
Отдельного упоминания заслуживают фотографии. Автор собирает своеобразный "семейный альбом", создающий, как выразилась один кинокритик, "иллюзию обладания прошлым". Фотоподборка несет в себе психологический и социологический оттенки, непринужденно соединяясь с историей нашей литературы: в объектив смотрит молодая Белла Ахмадуллина, улыбается Юлия Друнина, хмурится Иван Ефремов. Парк и Дом — вчера и сегодня, портреты "последних могикан", сидящих на веранде — все это усиливает повествование, насыщает особым, благоговейным содержанием.
Эмоциональная наполняющая существенно влияет на построение текста: жанр повести-дневника придает ему особый оттенок глубокой лиричности, которой не дают воли прочие литературные жанры. Поэтические строки, посвященные особняку с белыми колоннами, выглядят более чем уместно:

Ветшает Дом, но все светло крыльцо,
И также он отогревает сердце,
Как навсегда любимое лицо,
В которое глядеть — не наглядеться.

Мемуарный жанр обладает сложной структурой. В этой книге сочетаются лирическая повесть, биографическое повествование, литературный портрет. Мысль автора словно движется спокойным, прогулочным шагом, и мы с удовольствием следуем за ней. Текст ненавязчиво коммуникативен: один из разделов книги скромно озаглавлен "Взгляд издали". Перед нами выстраивается галерея литературных портретов: Сэда Вермишева, Анна Гедымин, Эдуард Балашов, Инна Лиснянская.
Людмила Саницкая обеспокоена дальнейшей судьбой уникального городка. О том, как знаменитые дачи изъяли у писателей и передали государству, написано немало статей. Автор упоминает об этом в послесловии и выражает робкую надежду, что юридические проблемы рано или поздно будут решены. Стихи автора из цикла "Переделкино" органично вплетаются в документальную повесть и завершают ее воздушными строками:

Можно жить в безвоздушном пространстве,
Растворясь в городской толкотне,
Если знать, что есть сад Гефсиманский,
Что он, может, вздохнет обо мне.

Если уж говорить о возрождении Переделкино, то начинать нужно с вопросов нравственных — ценность передачи литературных традиций, историческая связь поколений. Людмила Саницкая не дает готовых решений. Завершая "Остров открытой книги", она лишь неуверенно сообщает, что "вроде бы призрак суперсовременного отеля или дорогого коттеджного поселка на месте обветшавшего писательского заповедника стал таять". Суды рано или поздно закончатся, и дай Бог, чтобы Переделкино осталось для писателей. Возможно, ознакомившись с книгой, помощь в этом благом деле окажут неравнодушные читатели.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.