Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (155), 2018 г.



Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ, Александр ГАЛЯС
ПОСЛЕДНИЙ ВИЗИТ УТЁСОВА

После пребывания в Одессе на праздновании 20-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков Леонид Осипович Утёсов зарекся приезжать к себе на родину.
И даже когда Алексей Симонов в 1971 году снимал свою дипломную работу — телефильм "С песней по жизни", посвященный Л. Утёсову, причем ряд съемок проходил в Одессе, сам герой фильма поехать с ним отказался. Что же такого произошло в апреле 1964 года, что заставило "одесского консула" навсегда отказаться от поездок в родной город? (Краткое пребывание в 1966 году после круиза вокруг Европы можно в счет не брать.)
В своей книге "Спасибо, сердце!" (1976 г.) Леонид Осипович рассказывает историю, которая произошла во время последних гастролей его оркестра в Одессе в сентябре 1963 года:
"Я сажусь в машину, но едва шофер трогается с места, как вдруг из темноты прямо на фары бежит женщина.
— Стойте, стойте! — кричит она.
Шофер притормаживает, она подбегает к дверце, открывает ее, тычет в меня пальцем и спрашивает:
— Вы Утёсов?
— Да, — удивленно говорю я, — а что?
Она поворачивается в темноту и кричит:
— Яша! Яша! Иди сюда!
И сейчас же из темноты выныривает мальчик лет восьми. Она хватает его, толкает к машине и, снова тыча в меня пальцем, говорит:
— Яша, смотри, это Утёсов. Пока ты вырастешь, он уже умрет. Смотри сейчас!
У меня срывается с языка не очень вежливое слово, и я захлопываю дверцу.
Я добираюсь до гостиницы, есть мне не хочется, я с трудом выпиваю чашку чая. Ложусь в постель и долго не могу уснуть. А потом сплю тревожно и без всякого удовольствия. Утром выхожу на бульвар... На небе серые облака, море действительно почернело, и настроение какое-то кислое. А все эта ночная тетка со своим Яшей! Испортила мне всю музыку".
Когда Утёсов читал этот отрывок в телефильме "С песней по жизни", то завершал его словами: "Я захлопнул дверь и никогда больше не ездил в Одессу!"
Конечно, Леонид Осипович был не совсем точен. Были еще два приезда в 1964 и 1966 годах, о чем сказано выше.
Присутствовавшие 10 апреля 1964 года на торжественном вечере в Одесском Театре оперы и балета вспоминали, что многие знали: там должен быть Леонид Утёсов. Но после вечера один из героев обороны Одессы вице-адмирал Илья Ильич Азаров рассказал: "Секретарь обкома партии не хотел давать слово Леониду Осиповичу Утёсову. Такой важный праздник, причем тут Утёсов?" Возмущенный вице-адмирал пригрозил демонстративно покинуть зал, и партийный босс вынужден был уступить, но выступление Л. Утёсова поставили последним.
Леонид Осипович завершил свое выступление, исполнив песню "Одессит Мишка". Зал встал и устроил овацию своему знаменитому земляку...
Конечно, можно попробовать найти оправдание поведению партийного начальства. Возможно, таков был протокол проведения праздничного вечера, что в нем "не было места" для народного артиста, да к тому же земляка.
В беседе с Борисом Амчиславским в октябре 1978 года Леонид Осипович несколько раз подчеркнул, что самое тягостное впечатление у него осталось после приезда в Одессу в 1964 году. Особо Л.Утёсов отметил, что его очень плохо принимали в тот приезд молодые люди. В этом-то как раз ничего удивительного не было. Известный историк советской эстрады Елизавета Уварова вспоминала, как в шестидесятых Л. Утёсов жаловался ей, что стал бояться молодежной аудитории, которая обвиняет его в конформизме, воспевании сталинской эпохи и т. п. Но в Одессе, судя по рассказу артиста, ему вообще устроили обструкцию. Л. Утёсов не конкретизировал, что именно произошло, когда он выступал в Доме актера, но чувствовалось, что эта история надолго запала ему в душу...
Но вот недавно, разбирая архив одесского конферансье Аркадия Астахова, один из авторов этих строк нашел весьма интересный документ, который проливает свет на события более чем полувековой давности. Этим документом оказалось письмо-объяснение учащегося Одесского театрального художественно-технического училища Григория Подольного на имя директора Одесского Дома актера Терентия Андреановича Сосницкого.
Вот что писал в свое оправдание юноша.

"Уважаемый товарищ Т. А. Сосницкий!

Я считаю своим долгом обратиться к Вам и через Вас передать Л. О. Утёсову мое искреннее извинение по поводу инцидента, возникшего на вечере в Доме актера 11 апреля.
Поверьте, что в этом инциденте не было никакого злого умысла или желания причинить боль всеми уважаемому народному артисту РСФСР Л. О. Утёсову. Произошло простое недоразумение: сидя в последнем ряду, я не сразу разглядел, кто вышел на сцену, не узнал Л. О. Утёсова (я вообще в жизни его никогда не видел) и продолжал вызывать композитора М. Табачникова. Однако я не снимаю с себя ответственности за происшедшее, т. к. независимо от причин доставил огорчение Леониду Осиповичу, Вам и всем организаторам встречи.
Вот почему я считаю себя обязанным принести свои извинения и, если есть такая возможность, передать мои извинения Л. О. Утёсову.
Учащийся Одесского театрального училища Гриша Подольный (подпись)".

Вот пазл и сложился.
В апреле 1964 года Л. Утёсов приехал в Одессу вместе с композитором Модестом Табачниковым, также одесситом, который написал наибольшее количество песен для Л. Утёсова, среди которых — "У Черного моря" и "Одесский порт". На следующий день после торжественного вечера Леонид Утёсов и Модест Табачников встречались в Доме актера с творческой интеллигенцией города.
Как следует из письма Г. Подольного, в числе гостей были и студенты театрально-технического училища. Если принять объяснения Г. Подольного за истину, то он просто не узнал Л. Утёсова, т. к. никогда его не видел. Во что, правда, слабо верится. Ведь только в 1961 и 1963 годах оркестр Л. Утёсова дважды гастролировал в Одессе. Афиши были расклеены по всему городу, да и открытки с фотографиями Л. Утёсова широко продавались в газетных киосках...
Но это объясняет, на что обиделся Леонид Осипович. Так что одной загадкой в биографии артиста стало меньше.
Кстати, во время визита 1964 года Леонид Утёсов и Модест Табачников встречались с воинами Одесского гарнизона. Даже сохранились фотографии. Одна сделана уже после встречи. На обороте снимка надпись синими чернилами: "В память о теплой, задушевной встрече с воинами Одесского гарнизона. С глубоким признанием и уважением, начальник Окружного Дома офицеров подполковник [подпись], 12 апреля 1964 г.".
А вот на обратной стороне другой фотографии, сделанной во время выступления, шариковой ручкой ошибочно написано, что Леонид Утёсов выступает на вечере в Доме офицеров в День Победы, а у рояля композитор М. Табачников. Естественно, это ошибка. Выступление было 12 апреля, а не 9 мая. После него Л. Утёсов, по воспоминаниям Михаила Водяного, посетил Театр музкомедии, откуда отправился на вокзал.
И здесь таится еще одна загадка одесского визита 1964 года.
Несколько лет назад краевед Игорь Алексеев опубликовал на своей странице в Facebook довольно редкую фотографию, сопроводив ее следующим текстом:
"Кто поможет с определением даты этого снимка? Фотография, естественно, не моя...
Одесса, вокзал, 1960-е годы. Сразу два народных артиста СССР — Леонид Осипович Утёсов и Михаил Григорьевич Водяной... Но уточните дату, пожалуйста..."
Первой свое мнение высказала одесситка из далекой Австралии Татьяна Боссак.
"Итак, 10 апреля — день освобождения нашего города от фашистов. Артисты одеты легко — значит, вышли из поезда, приехав на 1-2 дня раньше... Была теплая весна в апреле 1960 года. Кто-то в болоньевом плаще, проводница в легких туфельках... Л. Утёсов как-то по-московски, по-столичному... Но все выглядят очень счастливыми, как бы в ожидании праздника и приятных встреч с одесситами".
Оригинально прокомментировал это мнение автор поста Игорь Алексеев.
"Татьяна! Согласен с Вами, но не совсем. 25-летие освобождения Одессы отмечали в 1969 году. На часах 17:25! Примерно в это время и приходил, и отправлялся фирменный поезд “Одесса” (Одесса — Москва — Одесса). Судя по тому, что люди на снимке трезвые, — это встреча. При прощании было бы шампанское и кто-то из провожающих был бы “в кусках”!
По публикациям в интернете, Л. О. Утёсов посещал Одессу еще раз после 1969 года... Вот в чем вопрос".
Константин Авраменко первым добавил имя в список тех, кто изображен на фотографии. Это Матвей Ошеровский, бывший в те годы главным режиссером Театра музкомедии. На снимке он крайний справа.
Затем Валерий Чернис высказал предположение, что в центре фотографии — мастер степа Эмиль Глед. А известный одесский журналист Феликс Кохрихт добавил: "До войны и после был эстрадный номер чечеточников — братьев Глед. Я знал Эмиля (он на снимке), а дружил с Михаилом. К тому времени он уже не танцевал, а стал фотокором и сотрудничал с газетой “Знамя коммунизма”, где я был замом ответственного секретаря и отвечал за иллюстрации в номерах. Миша был типичным одесситом, веселым, шустрым, общительным. Спустя много лет вспоминаю Мишу с теплом и грустью".
К дискуссии о том, есть ли на фотографии Эмиль Глед, подключился известный исполнитель Олег Золоев. Обращаясь к Валерию Чернису, он заметил: "Нет, Валера, это не Миля. Это Ефим Кубанский, знаменитый иллюзионист. Я с ним однажды работал, у А. С. Астахова!.. Справа Миша Водяной, а Кубанский слева... (от Утёсова)".
Здесь явно произошла ошибка. В центре фотографии (пятый, если считать и справа, и слева) действительно Эмиль Глед. А вот слева от Леонида Утёсова (шестой слева, выглядывает между Гледом и Утёсовым) — это и есть иллюзионист Ефим Кубанский.
Не знаем, с чьей подсказки, однако Игорь Алексеев смог добавить имя еще одного человека на фотографии: Досич Павел Васильевич — в ту пору председатель Черноморского бассовета ДСО "Водник". В статье Анатолия Мазуренко ("Вечерняя Одесса", № 44 (8781) за 25 марта 2008 года) среди иллюстраций была помещена и эта фотография с подписью: "Со многими интересными людьми сводила судьба Павла Досича (крайний слева). Так на перроне Одесского железнодорожного вокзала встречали Леонида Утёсова. Справа от Леонида Осиповича — Михаил Водяной и Матвей Ошеровский. Второй слева (позади) — собкор "Советского спорта" Владимир Рыкунов". Так удалось установить еще одного человека — Владимира Рыкунова.
Что же касается того, кто стоит между Досичем и Рыкуновым, то, судя по его одеянию, это или шофер, или кто-то, случайно увидевший знаменитых людей и "примкнувший к ним"...
Теперь постараемся определить, в каком году был сделан снимок.
В 1960-е годы Леонид Осипович был в Одессе в 1961, 1963, 1964 и 1966 годах. Так что 1969 год (25-летие освобождение Одессы), как полагает И. Алексеев, исключается сразу.
Учитывая наличие на фотографии Матвея Ошеровского, также отпадает 1961 г., поскольку он приехал в Одессу только в 1962 г. Да и плащи "болонья", согласно данным энциклопедии, появились в СССР тоже только в 1962-м. (Эти плащи без подкладки, из тонкой капроновой плащевой ткани, пользовались колоссальным спросом в Советском Союзе в 1960-е годы, особенно после того, как прошел фильм "Рокко и его братья", где герой Алена Делона появлялся в одной из сцен в подобном плаще. Обладать болоньевым плащом было очень престижно.)
В 1961 и 1963 годах Леонид Утёсов приезжал в Одессу на гастроли с оркестром. Сохранился целый ряд фотографий встречи утёсовцев на Одесском ж/д вокзале. И на каждой из них присутствует старый друг Утёсова, конферансье Аркадий Савельевич Астахов. К тому же на гастроли с отцом приезжала и дочь Утёсова Эдит (Дита), которая хотя к тому времени в оркестре уже не работала, но после смерти матери — Елены Осиповны Утёсовой — везде сопровождала отца.
Учитывая, что никого из оркестрантов рядом нет, нет ни Аркадия Астахова, ни Диты, то и 1963 год явно не подходит.
Теперь обратимся к приезду в родной город в 1966 году. Это было завершение круиза вокруг Европы на теплоходе. Стартовал круиз в Ленинграде. Конечной точкой была Одесса. В этом круизе Леонид Осипович был вместе с Дитой. Ее на фотографии нет.
Так что не подходит и этот год.
Остается 1964-й. Если учесть, что багажа возле группы на снимке нет, то это скорее проводы, а не встреча. Багаж уже уложен в купе. Так что снимок сделан 12 апреля 1964 г.
Возникает вопрос: а где же М. Табачников? По одной версии, между Михаилом Водяным и Матвеем Ошеровским видна голова и ухо композитора. Но сомнительно, чтобы М. Табачников не стоял рядом с друзьями. Скорее всего, он в этот день не уезжал из Одессы. Дело в том, что как раз в это время шли переговоры композитора с руководством театра оперетты о постановке его одноактной музыкальной комедии "13 поцелуев", которая с сезона 1965/66 года шла вместе с балетом "Барышня и хулиган". Можно предположить, что по причине работы над новым опусом М. Табачников остался в Одессе еще на несколько дней. Тогда становится понятным, почему композитор отсутствует на фотографии, сделанной на железнодорожном вокзале во время проводов.
Когда материал уже был готов к отправке в редакцию, авторы получили следующее послание от москвички Марины Леонидовой.
Это письмо закрыла еще одно недостающее имя на фотографии проводов Леонида Утёсова на одесском вокзале в апреле 1964 года.

"Здравствуйте!
Я знаю, кто протянул руку Утёсову на фотографии.
Это Валентин Константинович Леонидов, мой муж, его уже, увы, нет с нами ровно 9 лет... Одессит по рождению, по составу крови и национальности, Валентин Константинович, был знаком со всеми персонажами этого снимка. А с семьей Астаховых его связывала долгая, нежная дружба. С Матвеем Ошеровским встречался уже в 1990-е в Москве, когда тот вел курс в ГИТИСе.
Долгое время после войны, которую он закончил в Берлине в 1945 году, Валентин Константинович работал конферансье в Кисловодской филармонии. Там был замечен Фурцевой и приглашен на работу в Москонцерт, где больше десяти лет возглавлял городской отдел, готовил как режиссер-постановщик все правительственные концерты в Москве. Был знаком, наверное, со всеми эстрадными, и не только, артистами того времени.
А к Одессе до конца его жизни у него остались самые нежные чувства. Рвался туда до конца. А Утёсов с его знаменитой песней об Одессе провожал Валентина Константиновича в последний путь: я решила, что при прощании эта музыка будет уместней, чем траурный марш Шопена. Вот так".






Теперь подпись под фотографией выглядит следующим образом: (слева направо) Павел Васильевич Досич, неизвестный, собкор газеты "Советский спорт" Владимир Рыкунов (сзади), Валентин Константинович Леонидов, Эмиль Давидович Глед, Ефим Семёнович Кубанский (Лысый), Леонид Осипович Утёсов, Михаил Григорьевич Водяной, Матвей Абрамович Ошеровский.
Остался один неизвестный…
Мы будем весьма благодарны тому из читателей, кто поможет уточнить имя последнего неизвестного героя этой фотографии.



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.