Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 03 (155), 2018 г.



Людмила Колодяжная.
"Эти цифры — один, ноль, два"



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

В книгу Людмилы Колодяжной "Эти цифры — один, ноль, два" вошли лирические стихотворения 2000-2017 годов. Произведения в жанре "любовная лирика" пришли к читателю из поэтических дневников. Перед нами то и дело разворачивается традиционная романтическая метафора:

Выбирали тропки длинные,
и закат над нами тлел,
и цветущий куст калины
белым облаком горел

Героиня Колодяжной не спонтанна и не порывиста, но ее чувства отнюдь не умеренны: в стихах часто встречается глагол "гореть" в различных его проявлениях. Нельзя не заострить внимание и на интонационно-ритмической составляющей стихотворений:

Это пламя разливалось
над обрывом по реке,
это пламя пробивалось —
от твоей — к моей руке.

Многие представленные в сборнике произведения близки по стилистике к старинному русскому романсу. Причина этого кроется в характере лирической героини. Переплелись в ней страстность и нежность, рассудительность и открытость. Будучи не только поэтом, но и автором песен, Колодяжная гармонично структурирует словесную ткань. Ее стихотворения отличает простота и доступность восприятия, доверительность интонации, близкой к народно-песенной.
Примечательно также обилие эпиграфов, отсылок, перекличек с великими поэтами прошлого. Внетекстовое пространство создает жесткие рамки, тональность, в которой Людмила Колодяжная создает стихи-диалоги, в которых исходный смысл и авторский текст тесно взаимодействуют, вместе "работают" на читателя, усиливая его сопереживание прочитанному. Меняются авторы "чужих слов", но интонация стихотворений автора неизменна. Так открываться миру может только искренняя, уверенная в себе, зрелая женщина:

дождь утихает под утро,
окон светлее распятья,
как говорили мудрые —
время уйти от объятья

Анна Ахматова становится для Колодяжной литературным маяком. Как у Ахматовой любовь почти никогда не предстает в спокойном пребывании, так и у автора чувства всегда остры: то расцветают пышным цветом, то стремительно увядают. Тексты полны откровенной признательностью, исповедальностью влюбленной женской души. Все это мы наблюдаем в стихотворении  "Уходящий шаг любви":

Воздушна в комнате завеса мглы,
на стол огромный руки уроню,
перебираю горсть Святой земли —
подарок твой, который я храню —

пропитана небесной тишиной,
привезена из Оптинских Пустынь —
она как будто говорит со мной,
как голос твой далекий: "Не остынь!"

От чувства смятения перед загадкой любви автор переходит к размышлениям над сущностью бытия: "Но хранится тепло угасшей свечи, / все теряя, мы — обретаем опыт…" В ее творчестве первую скрипку играет женственность — искусство создать вокруг себя атмосферу любви. Мудрая женщина осознает конечность человеческих чувств, но не позволяет себе впасть по этому поводу в уныние. Свеча — это надежда, жизнь, свет. Прогоревший восковой столбик символизирует смерть, но мы этого не чувствуем: свеча отдала влюбленным все свое тепло, а рассвет все ближе…
Стихи Людмилы Колодяжной светлы. Любовь для нее — божественный дар, оттого любовная лирика приобретает религиозно-философский оттенок: лирический сюжет разворачивается в христианские праздники, как, скажем, в стихотворении "И ладонь касается вселенной", действие в котором происходит в ночь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. С таким видением любви женщина не имеет права на упадок духа.
Один мудрый старец изрек: "Быть грустным — это все время думать о самом себе". Когда мы чувствуем разочарование, это значит, что-то пошло не так, как мы этого хотели. Героиня Колодяжной не застревает в прошлом, она умеет отпускать — тихо, благородно, со светлой печалью. Так же осознанно и неспешно принимает она любовь извне:

Любовь — последняя свобода,
тот круг, в котором нет границы.
Уже мы не считаем годы,
давай не будем торопиться

В любовной лирике Колодяжной главное место принадлежит отображению простых и обычных истин, будь то телефонный звонок близкого человека, прогулка от Пречистенки до Третьяковки или хлесткий московский дождь, от которого укрываются под черным зонтом герой и героиня…
Лирика начинается с "я", но несбыточна, если переживания не трогают того, другого, к кому они обращены. Как говорил Виктор Франкл, "Любовь можно определить как возможность сказать кому-то “ты” и еще сказать ему “да”". Книга Людмилы Колодяжной — это развернутое, красочное напоминание нам о том, что свобода — основа истинной любви.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.