Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 27 (57), 2010 г.



Теперь ты видишь солнце....

С легендарным теперь Виктором Цоем — актером, музыкантом, лидером легендарной российской рок-группы "Кино", мне посчастливилось родиться в один год, под одним знаком зодиака, под небом одной и той же страны. Сказать, что он был выразителем идей нашего поколения — будет, наверно, правильно, но мне всегда казалось, что Цой небесный посланник с более высокой миссией, что его значение в нашей культуре недооценено, прежде всего, с метафизической точки зрения, хотя в его биографии нет ничего сверхъестественного и необычного.

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде, в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича. У родителей он был первым и единственным ребенком. Он учился в обычных ленинградских школах, в художественном училище им. В. Серова, из которого был исключен за неуспеваемость, работал на заводе и учился в вечерней школе, обучался в СГПТУ по специальности резчика по дереву. Потом работал в реставрационных мастерских в г. Пушкин, в садово-парковом тресте резчиком по дереву, в котельной, — той самой "Камчатке", где теперь размещается музей рок-музыки. В 1981 году возникла группа "Гарин и гиперболоиды" в составе Виктора Цоя, Алексея Рыбина и Олега Валинского. Осенью 1981 года группа вошла в Ленинградский рок-клуб и, после ухода Олега Валинского, переименовалась в "Кино". Этого произошло уже после того, как в начале 80-х Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией, случайно заметил в электричке Борис Гребенщиков. Под его руководством группа приступила к записи нового альбома. Гребенщиков с первой встречи разглядел в Викторе Цое большого музыканта. Он и теперь утверждает, что "если послушать ту пошлятину, которую гонят сегодня 99% людей, включая самых лучших, и взять одну песню Цоя, она будет как святая вода. А святая вода всегда актуальна". Если "Битлз" пел о том, что "солнце восходит, потому что любовь нельзя купить", то солнце Цоя приобрело признаки далекой и недоступной звезды, — той, к которой мы мысленно стремимся, ощущая свою причастность не только к Земле, но и ко всему Космосу: "Теперь ты видишь Солнце, возьми — это твое!" Цой внушал нам космическое мышление, говоря о земной жизни, но постоянно глядя и устремляясь куда-то ввысь: "Я хотел бы остаться с тобой, / Просто остаться с тобой, / Но высокая в небе звезда,/ Зовет меня в путь". Он кажется пришельцем, миссионером. Специально посланным и рано взятым, как раз на самом сломе эпох. Это был период "маленькой смерти" нашего поколения. Когда многие успели добыть свой первый опыт, разочароваться, заглянуть в пропасть и снова очутиться в исходной позиции духовной жизни или смерти. И каждому из нас в этой точке отсчета предстояло сделать свой выбор. Закончив институты, мы почти не знали, что нам делать с нашей жизнью. Зарплаты не выплачивали, предприятия закрывались, в стране процветали неразбериха, анархия, в свои права вступал бандитизм. Разве это были те перемены, о которых пел Цой и к которым стремилcя каждый из нас? Многие уже были разочарованы и понимали, что происходящее в стране чревато непредвиденными потрясениями. Но, в отличие от поколения наших родителей, мы никогда не хотели назад, к более-менее стабильной, дефицитной, но отлаженной у многих жизни со связями и "блатом". Нам всегда хотелось только вперед, и Цой был, в нашем понимании, одной из путеводных звезд. Он давал надежду, когда рушилась жизнь. А если жизнь рушится, то, как правило, по цепной реакции, ко дну устремляется все сразу: крах в семье, в стране, в финансах и в головах. Но стоило только включить магнитофон и услышать:"Но если есть в кармане пачка сигарет, / Значит все не так уж плохо / На сегодняшний день, / И билет на самолет с серебристым крылом, / Что взлетает, оставляя земле лишь тень....", — стоило только услышать эти завораживающие мистические слова, — в тебе появлялись силы не опускать руки, реанимировалась исчерпанная энергия. Безнадежность отступала для того, чтобы переосмыслить то, что осталось позади, начать все заново в той самой точке падения 1990 года. Года кризиса в умах, инфляции и пугающей неопределенности в стране. Все это разрушалось одной строчкой надежды, пропетой Цоем хрипловатым голосом пророка. Наверно, Цой удивился бы, если бы ему сказали, что поэзия его восходит к философско-религиозному восприятию бытия Даниила Андреева. В знаменитой "Розе мира" Андреев писал о том, что на метареальном уровне идет постоянная война между силами Добра и Зла, а земные войны — всего лишь отражение небесных. Не о том ли самом у Цоя: "Между Землей и Небом — Война ,/ И где бы ты не был ,/ Чтоб ты не делал, / Между Землей и Небом — война". Сплав его музыки, личности, стихов — неразделимый сплав явления конца 20-го века по имени Виктор Цой. Когда 15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе, это был шок для всех его поклонников. Авария произошла под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километрах от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулем, после чего его "Москвич-2141" темно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом "Икарус-250". 19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде. В этом году, в день его гибели на могиле певца открыли памятник. По всей стране прошли концерты, посвященные музыканту. Это был не уход ("...просто вышел покурить"), а призыв посмотреть на небо, звезды, день и ночь, огонь, свет, небо, солнце — слова, которые то и дело повторяются в песнях Цоя и составляют суть его творчества.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.