Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 26 (56), 2010 г.



Юрий СЕРОВ
О статусе литератора в современном мире

Сегодня мы говорим с вами о статусе литератора в современном мире. Кто он, этот загадочный литератор? Какую роль он играет в нынешнее время? Что представляет из себя? Давайте попытаемся разобраться.

На дворе 21 век, век компьютерных технологий и технических открытий. С момента появления российского Интернета прошло всегонавсего пятнадцать лет, однако сейчас его популярность растет не по дням, а по часам, и практически каждый из нас, имея дома компьютер, ведет Живой Журнал или пишет что-то в своем блоге. Интернет в последние годы из скромненького озера вырос в бездонный океан, в котором плавают сотни тысяч людей, возомнивших себя писателями. Человек, щелкающий пальцами по клавиатуре и пытающийся донести до других мысли, еще не является творцом, однако он не понимает этого и вопреки всему публикует произведение на каком-нибудь сайте. Так делают десятки, сотни, тысячи; некоторые просто регистрируют пустую страничку, в результате чего возникает нездоровая конкуренция. Чтобы отыскать талантливого автора, чьи труды действительно стоит прочитать, нужно продираться, оставляя позади много ненужного, тратя время и драгоценные нервы. Сетевая публикация слишком легка — она не требует ни тяжких трудов, ни оценки критиков, ни мнения экспертов, ни утверждения главного редактора. Щелкнул кнопочкой — и ты уже автор, ты уже можешь считать себя знатоком жанра. Все гениальное просто, а в итоге получается, что в этом океане не так и много больших рыб, да и рыбы эти водятся слишком глубоко и поймать их порой просто невозможно. Эта тенденция остро наблюдается в жанре фантастики. Фантастика нынче в России сверхпопулярна, и каждый читатель считает своим долгом написать рассказ, подражая любимому писателю. Количество фантастики, написанной за последние годы, превысило допустимые границы в несколько раз, но так и не перешло в качество. Много — еще не значит хорошо.

Однако есть во всем этом и плюсы. Интернет, несмотря на засоренность, продолжает оставаться самым мощным, доступным и развивающимся источником информации. Ни телевидение, ни радио, ни газеты никогда больше не заменят его.

Еще одна проблема, зародившаяся в современной России, — это снижение литературного уровня. После распада Советского Союза и закрытия ряда журналов на главную роль вышли маркетинговые издательства, заполонившие рынок дешевыми детективами и ужастиками, переведенными на скорую руку. Люди, читающие подобное чтиво, позабыли о классике, позабыли о настоящих книгах, а сейчас, когда время безрассудно потеряно, это кажется нормальным и адекватным. Читатель, поглощающий серию из двенадцати-тринадцати романов и восторгающийся новым бестселлером с картонными персонажами, никогда не подойдет к стенду, на котором будут лежать Пушкин, Гоголь или Толстой. Он выберет разрекламированную чушь.

Вывод прост: читая слабые книги, мы опускаем литературный уровень на низкую планку, а так как планка низка, можно особо и не стараться: штамповать бездумные псевдошедевры может каждый, однако стоит помнить о поговорке: "Деньги заканчиваются, а позор остается". Этого и придерживаются многие нынешние писатели, гоняющиеся за славой: они пишут обыденно, боясь подняться выше. Написать шедевр легко — нужно всего лишь вложить в него несколько лет тяжких трудов и усилий, но как это сделать, когда издательство требует новую книгу через каждые три месяца. О каком шедевре может идти речь, если писателя загоняют в определенные временные границы, нарушить которые он не имеет права. Для издательства литература — бизнес, а в бизнесе законы суровые. Либо ты с ними, либо за бортом. Поэтому картина безрадостная слабые романы, уставшие писатели, недовольные читатели. Все взаимосвязано, а выход найти не так просто. На это потребуется не один десяток лет.

Что еще хочется сказать о новой литературе, которую литературой как таковой назвать вообще трудно. Богатые жены рублевских магнатов, дочки богатых отцов и российские бизнесмены, словно заболев, засели за компьютеры и занялись литературой, за бешеные деньги издавая свои книги в издательствах. В накладе не остается никто: ни наши звезды, тратящие миллионы на рекламу, ни владельцы издательских домов, радостно потирающие руки в предвкушении прибыли. Такие книги популярны, но они не идут России на пользу. Русские забывают о своих истоках, считая, что особняк, миллион долларов и навороченная тачка — это и есть атрибуты настоящей жизни. А остальным, не имеющим обеспеченных родственников, остается лишь завидовать купленному чужому успеху и продолжать писать в стол, надеясь, что когда-нибудь, спустя несколько лет, они тоже попадут под политику издательства и их роман напечатают. Обидно, но литература на самом деле стала обычным банальным бизнесом. Также большой недостаток — отсутствие издательств в областных городах. Все крупные издательства расположены либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге, что позволяет им диктовать свои условия и играть в свою игру. На мой взгляд, крупное издательство необходимо в каждой области — это позволит писателям из глубинки быстрее выйти из тени. Пробиваться в столицу всегда тяжело, многие бросают писательство только из-за того, что не находят отдачи, безжалостно удаляют рассказы и повести, а мы теряем интересных и самобытных авторов и снова с хмурыми лицами бродим вдоль полок книжного магазина, надеясь отыскать что-нибудь стоящее. Получается редко.

Вот так худобедно и составляется портрет современного литератора. Это зависимый автор, и зависит он от всего: немногие нынешние писатели с именем позволяют себе писать когда хочется и что хочется. Мы сами создали странные правила и сами играем по этим странным правилам. Спасает только Интернет, но и он не является выходом из сложившегося положения. Нужно менять стереотипы в себе, нужно менять подход к писательству. И, может, тогда мы увидим хотя бы слабое движение вперед. Пока же российская литература топчется на месте.

В советское время писатели и прозаики творили под жестким гнетом цензуры, но тем не менее умудрялись написать сильные нравственные книги о человеческой личности, пусть немного наигранные и прославляющие партию, однако это были именно книги, а не жалкая графомания, которую мы по большей части наблюдаем в современной России. Но это, в первую очередь, касается именно количества, в плане качества у нас еще имеются литераторы с большой буквы, которые с каждым днем теряются среди разрекламированных брендов.

Также можно отметить недостаточное внимание со стороны власти. Давным-давно перестали выдаваться гранты на развитие творческих проектов, а все, что мы имеем сейчас, в основном исходит от частных лиц. Если в Москве, Петербурге и других городах-миллионерах создается видимость, что молодыми интересуются, то в областных центрах все держится на деньгах спонсоров. На мой взгляд, вкладывать инвестиции в молодежь выгодно, ибо новые мысли и неожиданный подход к делу помогут вернуть интерес к русской литературе, причем к литературе не массовой и популярной, а к литературе серьезной и глубокой. Откроются новые имена, зародятся новые проекты. Та же ситуация наблюдается и в СМИ. Ни газеты, ни телевидение не оказывают должной помощи прозаикам и поэтам, предпочитая стихам и рассказам статьи о моде и автомобилях. Владимир Путин на встрече с литераторами на предложение о создании всероссийского общества талантов ответил, что это возможно, но это должен быть взаимный процесс, с качественной продукцией. О какой качественной продукции может идти речь, если традиции русской культуры уходят в небытие, уступая дорогу нововведениям Запада. Сейчас уже некогда думать о взаимности, надо спасать хотя бы то, что имеется, иначе через несколько десятилетий мы потеряем наш язык, наш фольклор, страницы книг станут пестреть зарубежными словечками и фразами, а исконно русские проблемы никого не будут интересовать. Все, что утеряно после распада СССР, нужно восстанавливать.

Подводя итог, хочется поблагодарить пишущих людей: прозаиков, поэтов, критиков и многих других за то, что в такое тяжелое для современной литературы время еще находятся люди, которым не безразлична судьба нашей великой литературы. Пока есть такие люди, русская литература не прекратит своего существования.



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.