Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 26 (56), 2010 г.



Театральные метаморфозы Федора Михайловича Достоевского

За всю свою жизнь Ф. М. Достоевский, как известно, не написал ни одного драматического произведения. И, тем не менее, театр, как зеркало жизни, не мог пройти мимо творчества великого знатока человеческой природы, проявляющейся особенно выпукло в драматических моментах своего существования. И такое существование, полное внешних и внутренних конфликтов как с окружающим миром, так и с самим собой, и составляет, по-видимому, основное содержание театрального искусства. По словам В. И. Немировича-Данченко, Достоевский "писал как романист, а чувствовал как драматург".

Еще в 1878 году в московском Малом театре был поставлен спектакль "Очаровательный сон" по повести Достоевского "Дядюшкин сон", и с тех пор, как считают многие театроведы, современный театр без Достоевского уже невозможно себе представить. Именно воплощению прозы Фёдора Михайловича на сцене и посвящена выставка "Ф. М. Достоевский. Театральные метаморфозы", проходящая в Мемориальном музее-квартире семьи актеров Самойловых в Санкт-Петербурге. Павел Самойлов — представитель известной петербургской династии актеров Самойловых — стал одним из первых исполнителей роли князя Мышкина. Эту роль он играл на сцене Харьковского театра в 1900 году. Вообще, несмотря на то, что практически все крупные произведения писателя стали в свое время основой для сценария к театральным спектаклям — это и "Братья Карамазовы", и "Преступление и наказание", и "Бесы", и "Игрок", и "Подросток", и "Идиот", — целью петербургской выставки не является рассказать обо всех них без исключения. Авторы проекта хотели бы напомнить лишь о некоторых постановках прошлого, которые стали в свое время ярчайшими событиями театральной жизни Петербурга-Ленинграда. Среди них устроители выставки выбрали спектакли Академического театра драмы Петрограда "Дядюшкин сон" (1923 г., реж. П. Лешков), Ленинградского театра комедии ("Село Степанчиково и его обитатели" 1970 г., реж. В. С. Голиков,), знаменитые постановки Г. Товстоногова на сцене Ленинградского театра Ленинского комсомола ("Униженные и оскорбленные", 1956) и БДТ ("Идиот", 1966), Л. Додина на сцене БДТ ("Кроткая", 1981) и МДТ (театральная эпопея "Бесы", 1991). О дореволюционных постановках Александринского и Суворинского театров "Идиот" и "Преступление и наказание" можно судить по сохранившимся сценическим костюмам и эскизам декораций, а также по фотографиям и портретам актеров.

Вообще, посетители выставки имеют возможность увидеть одновременно редчайшие экспонаты из фондов Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского и Музея театрального и музыкального искусства, собранные вместе. Например, костюм Иннокентия Смоктуновского из спектакля "Идиот", работы известных театральных художников Б. А. Альмедингена, М. М. Лихницкой, Э. С. Кочергина (последний, напоминаем, в этом году стал лауреатом престижной премии "Национальный бестселлер"), эскизы афиш к одноактному балету Б. Эйфмана "Идиот" (1981 г.), ставшему первым обращением к Достоевскому на балетной сцене, и портрет Ф. М. Достоевского петербургского художника Юрия Брусовани — прямого потомка артистической династии Самойловых.

Кроме того, все желающие могут посмотреть видеофильм "Достоевский на театральной сцене", который рассказывает о выдающихся театральных постановках прошлого и современности и помогает еще глубже оценить масштаб той живой, не застывшей навеки Вселенной, имя которой Фёдор Михайлович Достоевский.

Ольга ДЕНИСОВА,
собкор "ЛИ" в Санкт-Петербурге



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.