Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 02 (154), 2018 г.



Ольга Михайлова.
"Путешествие к можжевеловому закату"



М.: "Вест-Консалтинг", 2016

Рассказы этой небольшой книжки проникнуты единой идеей, а сюжеты сплетены в одно целое, дополняя друг друга. Одни и те же герои (и главный из них — шестилетний мальчик Меэлис) переходят из рассказа в рассказ, поэтому книгу в целом можно было бы назвать лирической повестью. Поэзия пронизывает ткань прозы, и неслучайно. Ольга Михайлова — поэт, издавший уже несколько сборников в жанре верлибра.
"Текст переполнен метафорами, сравнениями, живописными зарисовками, мифологическими и сказочными сюжетами, в нем задан ритм, звучит музыка. Небольшие миниатюры, которые представляют собой главы книги, вполне можно назвать стихотворениями в прозе", — писала Ольга Денисова в рецензии на эту книгу.
Чем не поэзия, например, вот этот отрывок:
"Хорошо, когда добрая дорога заканчивается добрым признанием себе, сыну, родителям, природе. И радостно подмигивает небо, и воздушно машут крыльями лебеди, и щелкает в реликтовом можжевельнике какая-то пичуга. Прелестный птичий голосок отзывается новым стихотворением в ее ожившем творчестве и новым неопытным рисунком в становлении маленького Меэлиса-художника".
Через восприятие ребенка, призму его доверчивого взгляда погружается читатель в растительный, птичий и животный мир непредсказуемой эстонской природы. Автор говорит об этом мире не только с любовью, но и уважением, нередко одушевляя природные явления и поведение наших "младших братьев". Замечая в них "философский склад ума", Ольга Михайлова наделяет их человеческими свойствами.
Пес Ричард задается вопросом, от кого охранять двор, так как чужие не ходят, а только приезжают в гости, но все равно как свои ("Меэлис и вороненок"). В восприятии автора мы не делимся на высших и низших существ, а составляем одно целое, и надо учиться понимать друг друга. "По-человечески" рассуждает и лошадь из рассказа "Новый друг Меэлиса". "“Какое счастье — встреча с этим добрым мальчиком, мне необыкновенно повезло”, — думала лошадь и не чувствовала себя одинокой".
Сказочные элементы рождественских рассказов гармонично вплетаются в повествование, и вот уже одинокий фонарь переосмысливает свою жизнь, обсуждая с мальчиком "свои великие дела", — то, "чем он славился прежде". По стилистике эти философские диалоги напоминают разговоры Маленького Принца и с фонарщиком, и с ученым, и с другими персонажами из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.
В каждой строке — восторженность от соприкосновения с прекрасным. Это и природа Балтики, и наблюдение за развитием своего сына Меэлиса, который стремится стать художником как его отец, и рождественские мечты о чуде.
Стирание грани между человеком, флорой и фауной и даже миром вещей доказывает, что Ольга Михайлова воспринимает мир в неразрывном единстве его существования на планете Земля. И одна из нарушенных цепей может привести к самым непредсказуемым последствиям.
В этих миниатюрах не только любовь к родной земле, любование и восхищение природой, наблюдение за животными и птицами, но и забота о них, стремление защитить: выхаживание выпавших из гнезда птенцов, кормление птиц в зимнюю пору ("Меэлис и вороненок" и другие рассказы). В этом отношении проза Ольги Михайловой близка к сказкам Виталия Бианки, а душевный подъем от соприкосновения с природой и способность восхищаться ей напоминают рассказы Пришвина.
Легкая грусть пронизывает эту книгу. Конфликт обозначен нечетко, он завуалирован. Мы можем только догадываться о нем по рождественской мечте мальчика встретиться с отцом.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.