Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (153), 2018 г.



ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВ:
"ГЛАВНОЕ — ЭТО КАЧЕСТВО ТЕКСТА…"

В 2018 году исполнилось пятнадцать лет издательскому холдингу "Вест-Консалтинг", который создал и неизменно возглавляет писатель, экономист, издатель и редактор Евгений Степанов.
Журналист Юлия Мялькина задала ему несколько вопросов.

— Евгений Викторович, поздравляю Вас со знаменательным юбилеем, пятнадцать лет организации — это уже судьба и целая эпоха. Какими результатами своей деятельности Вы гордитесь?

— Спасибо, Юлия. Главный итог моей деятельности заключается в том, что со мной по-прежнему работают, сотрудничают те люди, которые стояли у истоков издательства — Наталия Лихтенфельд, Сергей Бирюков, Юрий Милорава, Максим Жуков, Андрей Глазов, Анна Романюк, Сергей Арутюнов, Арсен Мирзаев, Владимир Шпаков и многие-многие другие. Еще я горжусь тем, что за все эти годы ни разу не задержал сотрудникам зарплату. Это для меня — первостепенно.
Я рад, что у нас талантливый творческий коллектив, работают люди, которые гораздо умнее меня. Задача руководителя заключается, на мой взгляд, в том, чтобы собрать вокруг себя креативных людей, создать им хорошие условия для работы и обеспечить заказами. С Божьей помощью нам это удается. У нас сейчас очень сильный начальник отдела дизайна и верстки — Ирина Ракитина. С издательством сотрудничают замечательные критики (они же поэты и прозаики!) — Ольга Денисова, Эмиль Сокольский, Ольга Ефимова, Марианна Марговская, Марина Марьяшина, Александр Карпенко, Дмитрий Артис и многие другие. В наши журналы и газеты присылают стихи и прозу лучшие писатели России и русского зарубежья. Мы печатали даже нобелевских лауреатов — например, шведа Тумаса Транстрёмера и француза Леклезио… А вообще за это время мы издали около 3 тысяч наименований книг, разработали в техническом плане сотни сайтов (в том числе сайты Союза писателей Москвы, журнала "Знамя", премий "Поэт", "Писатель ХХI века"), сняли десятки передач на телеканале "Диалог", выпускаем литературные СМИ — единственный в России ежемесячный толстый журнал поэзии "Дети Ра", журналы "Футурум АРТ", "Зинзивер" (Санкт-Петербург), "Зарубежные записки", "Другие", "Персона ПЛЮС", газету "Литературные известия", еженедельник "Поэтоград". Несколько лет подряд мы содействуем в техническом и редакционном плане выпуску газеты общественных организаций МИД России "Наша Смоленка", которая вывешивается на сайте внешнеполитического ведомства. Для нас это большая честь и огромная ответственность. А в этом году нашему издательству "Вест-Консалтинг" доверили выпускать легендарный альманах "День поэзии", который выходит уже много десятилетий. Словом, бездельниками нас назвать трудно.
Я рад, что мы сейчас ни от кого не зависим, делаем то, что считаем нужным на благо отечественной культуры, творческой реализации людей. И, надеюсь, помогаем им реализоваться. Конечно, это большая работа. За 15 лет я не был ни разу в отпуске. Но ни капельки об этом не жалею.

— Вы ощущаете себя медиамагнатом?

— Боже сохрани (улыбается. — Ю. М.), я чернорабочий русской поэзии, русской литературы.

— В последние годы Вы и сами активно печатаетесь. Как поэт и прозаик, драматург и литературный критик, филолог и мемуарист. Вы стали лауреатом "Литературной газеты" (премия имени А. Дельвига) как литературовед, лауреатом журнала "Нева" за лучшую поэтическую публикацию 2016 года. Я Вас постоянно читаю в журналах "Дети Ра", "Нева", "Звезда", "Зинзивер", "Наш современник", "Журнал ПОэтов", "Урал", "Знамя", "Дружба народов", "Арион", "День и Ночь", "Интерпоэзия", "Дон", "Южное сияние", в "МК", "Литературных известиях", "Экслибрисе НГ", в еженедельнике "Поэтоград"… И во многих других изданиях. Кем Вы себя больше ощущаете — поэтом, прозаиком, публицистом, литературным критиком?

— Я литератор. Профессиональный литератор, который пишет много и в разных жанрах на протяжении почти четырех десятилетий. Это мой хлеб, моя работа. Я печатаюсь с 1981 года — самому страшно такие цифры произносить. В самом деле, я много печатаюсь, но думаю, что это не главное. Главное — это качество текста. Я сам себя оцениваю весьма строго. Часто переписываю то, что написал. Постоянно хочу выйти на более высокое качество письма. Увы, не всегда это получается.

— Откуда у Вас такая невероятная работоспособность?

— Этого я не знаю, но понимаю, что не могу быть другим. С детских лет, когда профессионально занимался спортом и музыкой, привык много работать. Да иначе и нельзя сейчас. Я ведь за все плачу из собственного кармана, никаких дотаций от государства не получаю, значит, должен много зарабатывать, чтобы содержать некоммерческие журналы и газеты, поддерживать культурный процесс.

— Кого бы Вы выделили из поэтов нашего времени, кто близок Вам? Кого Вы как главный редактор любите печатать?

— Не хочу сейчас кого-то выделять. Я знаю, что поэты и прозаики, как правило, работают с полной самоотдачей. Какими их Господь сподобил талантами, теми и располагают. Одаренных людей в нашей стране много.

— Какую поэзию можно именовать православной, и кто из знакомых Вам современных авторов имеет право называться православным поэтом?

— Не думаю, что авторы, которые постоянно всуе поминает Господа Бога, пишут православные стихи. Незримый, но осязаемый свет любви Спасителя пронизывает любую подлинную поэзию, даже когда там нет упоминания религиозных святынь. Поэзия — это свет, доброта, красота, запечатленные в стихотворной форме. Я убежден, что настоящая поэзия религиозна. Для кого-то это исповедь, для кого-то проповедь… Прежде всего, конечно, исповедь и покаяние. Фактически, когда мы пишем стихи, мы исповедуемся перед всем миром.

— Расскажите о проекте "Читальный зал". Как Вам пришла в голову идея создания такого проекта?

— Я считаю, что это очень важный и даже жизненно-необходимый проект, потому что объединяет в Интернете важнейшие издания — "Литературную газету" и "Литературные известия", "Поэтоград" и "Дети Ра", "День и Ночь" и "Зарубежные записки", "Журнал ПОэтов" и "Комментарии", "Нашу Смоленку" и "Футурум АРТ"… В этот портал входят старейшие толстые журналы — "Дружба народов", "Наш современник", "Нева", "Урал", "Москва", "Юность", "Дон", "Литературный Азербайджан", "Подъем" и многие-многие другие. Мы не конкурируем с порталом "Журнальный зал" — мы дополняем друг друга. Более того, многие издания представлены и там, и там. Я считаю, что картина литературного процесса должна быть разноплановой — это нужно и писателю, и читателю.

— Неужели и этот проект не поддерживает государство?

— Нет. Мы один раз обращались в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Нам отказали. На нет, как говорится, и суда нет. Но в целом я считаю, что это государственный проект. Он нужен не только мне, а всем читающим по-русски людям. Убежден, что этот проект (равно как и "Журнальный зал", "Мегалит") помогает создавать Русский мир, о котором так много и часто говорят власть предержащие.

— Вам знакомы печаль, уныние, отчаяние? Как Вы боретесь с этими наваждениями?

— Печаль мне, конечно, знакома. Тогда молюсь или пишу стихи. На мой взгляд, это очень родственные понятия и занятия. Уныние и отчаяние меня пока, слава Богу, не посещали. Я все время работаю. Нет времени отвлекаться на негативные чувства.

— Вы также руководите Союзом писателей ХХI века, который насчитывает более 300 писателей. Расскажите об этой организации.

— Союз писателей ХХI века создан в феврале 2011 года, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. Это общественная организация, объединяющая современных писателей из разных стран, налаживающая переводческие контакты, содействующая членам Союза в публикациях и продвижении на книжном рынке. Мы и печатаем авторов, и проводим наши вечера в ЦДЛ, один раз в два месяца. Главное, что мы даем возможность членам нашего СП публиковаться. На мой взгляд, для писателя это превыше всего.

— Кого Вы могли бы назвать Вашими наставниками в духовной организации и в литературной деятельности, вообще в жизни?

— Мои главные наставники — это мои родители. Отец, слава Богу, жив, а мама в прошлом году ушла в мир иной. Во мне их генный код, их моральные ценности.
Для меня стали очень важными, судьбоносными встречи с такими прекрасными людьми, как отец Владимир Вигилянский, мой духовный отец, а в прошлом руководитель моей студенческой практики в журнале "Огонек", Сергей Евгеньевич Бирюков, в литературную студию которого я ходил с 17 лет, Татьяна Александровна Бек, с которой мы дружили более двух десятилетий. Эти выдающиеся люди во многом сформировали мои жизненные установки. Я благодарен судьбе, что уже в зрелые годы познакомился с Натальей Анатольевной Гранцевой, поэтом, литературоведом и главным редактором журнала "Нева", — она укрепила мою веру в собственные литературные способности.
Мне, конечно, очень везет — много замечательных людей встретилось на жизненном пути.

— Вы жили в разных странах и на разных континентах. Ваше внутреннее православное содержание изменилось?

— В 1992 году я учился и закончил в Женеве Университет христианского образования. Именно там, в Женеве, был воцерковлен. Мы, русские студенты, ходили в храм РПЦ, настоятелем там тогда был отец Георгий, очень добрый и мудрый человек. Когда живешь за границей, религиозные чувства, на мой взгляд, обостряются.
Сейчас я живу в Москве и считаю мой родной город лучшим в мире, уже хотя бы потому, что здесь так много храмов, что здесь я всегда говорю на русском языке, что здесь у меня есть все возможности для творческой самореализации.
Я иду по любимым, знакомым с детства переулкам, смотрю на купола, захожу в церкви, ставлю свечки — и мне уже легче на душе. Когда умерла мама, церковь меня спасла, поддержала, ободрила. Без веры ни в одной стране мира жить невозможно.

Беседу вела Юлия МЯЛЬКИНА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.