Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (153), 2018 г.



Евгений Степанов.
"Империи"



М.: "Издательство Евгения Степанова", 2017

Не каждый видит в себе свое плохое или недоброе. Обычно мы замечаем в себе только самое лучшее, а плохое приписываем проискам врагов. Евгений Степанов не только видит в себе недостатки, но и старается их по возможности ликвидировать, чтобы стать лучше. Эта духовная направленность особенно заметна в новой книге Евгения Степанова, которая называется "Империи".
Почему "Империи"? Поэт условно делит мир на "империю греха" и "империю любви". Это империи во вненациональном, философском смысле слова. Но подтекстом, на мой взгляд, здесь читается и другое. Сегодня мы с вами являемся свидетелями становления очередной российской империи. И Евгений Степанов слово "империя" ставит во множественном числе: дескать, все империи одним миром мазаны, все они не очень дружат с человечностью. Поэт доходит порой в стихах до самобичевания. Впрочем, трудно судить, перехлестывает ли он в самокритике, подобно Ивану Грозному в письмах к князю Курбскому, или нет. Как бы там ни было, у меня есть ощущение, что самокритика у Степанова направлена на созидание. А степень откровенности поэта вызывает восхищение.
Евгений Степанов политикой интересуется, но сам в ней не участвует. В девяностые годы он прошел дорогой эмиграции, хотя эмиграция была "необъявленной". И. оттолкнувшись от Запада, вдруг понял, как дорога ему Россия.

Извне — оттуда — вот она
Россия — свет — восторг.
Россия — это Оптина,
А не оптовый торг.

Россия — сила Божия
И жар, и холода.
И дурь, и бездорожие…
И счастье, и беда.

Евгений Степанов по натуре — победитель. Но, мне кажется, в его мировоззрении присутствует такая парадоксальная вещь, как готовность к поражению. Искатели поражений — это люди, которые любят проверять себя "на вшивость". Ты, жизнелюб, забрался на чужую территорию, чтобы испытать себя и других: примут — не примут, справишься — не справишься. Поэт морально готов выйти из зоны комфорта и насладиться экспансией — или потерпеть поражение. Здесь следует отметить, что поражения бывают порой полезнее побед. Поражения целеустремленного человека — это, в сущности, непрямой путь к будущим победам. "Потому, что жизнь — победа над собою", — говорит Евгений Степанов. Близнецы, как и все "двойные" знаки, внутренне противоречивы. В этом их слабость. В этом их сила.

Я хочу кричать.
Но молчу.
Я хочу молчать,
Но кричу.

Я хочу сбежать
В Катманду.
Я хочу лежать,
Но иду.

Евгений Степанов — поэт с развитием. Если Мандельштам, как настаивают искусствоведы, развивался от простого — к сложному, Степанов, на мой взгляд, идет от хорошего — к лучшему. Евгению, как поэту плодовитому, очень важно "выписаться". А потом уже, на стадии подготовки к публикациям, в нем просыпается искусствовед, идет жесточайший отбор написанных текстов. Что ж, "кухня" у каждого — своя. Сборник "Империи" лишний раз доказывает действенность такого метода. Стихи Евгения наливаются поэтической силой, становятся мощнее, виртуознее, духовнее. "Я заброшу в небо флешку, так похожую на душу", — говорит поэт. Он старается брать все самое лучшее, найденное или подсмотренное у классиков и современников, конечно, с поправкой на свою незаурядную индивидуальность. Пути самосовершенствования неисчерпаемы. Например, можно еще больше разнообразить ритмику стихотворений, уходя в рифмованных произведениях от коротких силлабо-тонических строк. Меня всегда удивлял перечень любимых поэтов Евгения. Этот список для меня всегда неожидан. В нем, несомненно, присутствуют и чисто человеческие привязанности, и поиск оптимального для себя стиля. Там присутствуют и авангардисты Хлебников и Кручёных, и совершенно классические Есенин и Евтушенко, и наши современники Сергей Бирюков, Татьяна Бек и Сергей Арутюнов, тоже нисколько не похожие друг на друга. Умение любить разнообразное и мысленно противоположное — достоинство писателя.
Стихи Евгения пестрят свидетельствами своего времени. Он активно сообщает нам о том, что ему нравится и что не нравится. Это эмоционально окрашенная летопись нашего времени. И личность поэта здесь, безусловно, нам важнее, нежели жизненные подробности, о которых он нам сообщает. Очень важно, на мой взгляд, что вкладывает Евгений в понятие "поэзия". Какие компоненты ее составляют? Вот как это выглядит в авторском порядке. 1. Исповедь. 2. Покаяние. 3. Проповедь. 4. Молитва. 5. Отповедь. Мы видим, что исповедь названа поэтом первой. И это очень симптоматично. Душа разговаривает с Богом. Бог — первый читатель поэта.
Краткость — сестра таланта Евгения Степанова. Но краткость его всегда объемна. Затем, если соединить много-много краткостей, они складываются в большую поэму о жизни.

жизнь у меня жизнь
смерть у меня смерть
жизнь у меня смерть
смерть у меня жизнь

То, обернувшись, есть это. Это, обернувшись, есть то. Человечество чуть ли не с пеленок мыслило дуалистично. И Евгений Степанов, как настоящий философ-экзистенциалист, объединяет вечные противоположности в одном общем авторском понятии: жизнь-и-смерть. Не случайно Евгений стал автором и составителем антологии об ушедших поэтах "Они ушли. Они остались". Есть смысловое единство между тем, что он делает и что он пишет. Степанов — редкий поэт, который в своих стихах не врет и не притворяется. И этим, безусловно, ценен.

Что осталось? Вздохнуть и в дорогу собраться.
Что осталось? Уйти. Что осталось? Остаться.

Александр КАРПЕНКО



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.