Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 01 (153), 2018 г.



Владимир Николаев.
"Караул номер два"



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

В 2017 году издательство "Вест-Консалтинг" выпустило новую книгу Владимира Николаева. Это сборник прозаических миниатюр, написанных в последние годы. Он выглядит логическим продолжением предыдущего (под названием "Песня") и воспринимается соответственно: читатель ждет историй из серии "армейские будни", перемежающихся с новеллами о жизни на гражданке.
Короткий рассказ берет начало в фольклоре. Легенда, анекдот, сатира, песня, пословицы и другие виды народного творчества обусловили возникновение в художественной литературе повествовательного жанра. Владимир Николаев использует в качестве исходного материала армейскую байку. Открывает книгу собрание занимательных историй, объединенных местом действия — "Караул номер два".
Для предотвращения правонарушений в армии существует система караулов на охраняемых объектах. Николаев владеет искусством лапидарности. Наблюдения автора, ведущего речь от лица младшего сержанта N, о том, каким образом обеспечивается оборона объектов, точны и неоднозначны. Как говорится, смех и грех.
Обложка визуально подкрепляет выбранную тематику. Рисунок Натальи Цыгановой обыгрывает картину Шагала "Полет над городом". Солдат одной рукой обнимает любимую девушку, в другой держит половник. Поднимается над бытом, весело указывая поварешкой в светлое будущее. В зависимости от трактовки полета можно по-разному говорить о том, как сложится их судьба. Отрыв ли это от почвы или ирреальная самоволка? Они пролетают над маленьким городом, над светлым храмом и почему-то очень хочется, чтобы все у них сложилось хорошо. Фантастическое на рисунке неотделимо от действительности, оно и верно: жизнь порой большая трагикомедия, чем все утопии, вместе взятые.
Начинающие сочинители наивно полагают: чем больше в тексте слов, тем доходчивее они донесли до читателя свои мысли. Глубочайшее заблуждение. Выстроить сюжет, раскрыть выбранную тему на коротком пространстве — задача не из легких. Легкомысленным сочинителям придется попотеть, чтобы привить своей строке композиционную и стилистическую точность, такую, как в миниатюре "Калкан".  Сюжет предельно прост: в ресторане героям долго не несут рыбу. Забыли про их существование. Хамят, одним словом. Но почему рядом со столиком внезапно материализовался официант и рассыпался в извинениях?.. Текст изготовлен буквально "из ничего". Собственно, вся эта новелла — одна большая развязка.
Эффектные концовки — один из показателей мастерства писателя. У Николаева заключение всегда неожиданно, как, скажем, в миниатюре "Бытовка на Яузе", воссоздающая текст судебного приговора. Все указывает на то, что суд должен принять окончательное решение. Он и принял, да так, что лучше бы заседание вовсе не состоялось.
Поэтика малого произведения о любви создается сосредоточением автора на якобы незначительных подробностях. В рассказе "Дыши" выступают знаковые детали — ягода чернослива, которую наудачу вложила в карман героя девушка-альпинистка, медовый запах ее волос… запах женщины — мощнейший, неповторимый вид магнетизма. Герой "Абрикосов" тоже вспоминает запах спелых фруктов, ассоциирующийся с юношеской влюбленностью. При этом авторское внимание сосредотачивается на вечных, бытийных ценностях: миниатюры "Дыши" и "Абрикосы" преисполнены изяществом и незнакомой трогательностью, которая прорывается в крепких, как сейчас сказали бы "брутальных", мужчинах.
Новеллы отличает несколько важных особенностей: максимальная сжатость, актуальный, почти парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие описательности, непредсказуемый эпилог. Такова миниатюра "Святочный рассказ". Герой рассматривает уличных нищих. В итоге, как говорил один киноперсонаж, "конец — делу абзац". Бомжиха усмехается: "А вы думаете, от нас что-то зависит?" Что ж, каждый добывает свой хлеб, как может.
При чтении рассказа "Спасение утопающих" обращает на себя внимание полное отсутствие авторского резонерства. Сюжетная структура текста имеет два слоя — наружный и глубинный. На поверхности — поступки героя, между строк — его мысли. В заключении текста автором создается нелепая, противоречащая здравому смыслу ситуация: женщина-врач, человек большой и широкой души, вынуждена работать заправщицей на бензоколонке. Концовка обрубает все размышления героя: "Это неважно". Автор ставит точку, а мы вспоминаем, какие события он утопил в глубине текста, как в черноморских волнах, — развал СССР, образование независимых государств, грузино-абхазский конфликт…
Владимир Николаев повествует о жизни, о смерти, о любви и любви к жизни. Рассказам писателя присущи содержательность, лаконичность и динамизм, а значит, художественная ценность произведений очевидна.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.