Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 25 (55), 2010 г.



"Алиса" в Санкт-Петербурге


С 15 июля по 14 августа в Санкт-Петербурге в круглом зале информационного центра по искусству и музыке Библиотеки им. Маяковского проходила выставка иллюстраций Джона Тенниела к "Алисе в Стране Чудес" Льюиса Кэрролла. Этот зал "Маяковки" интересен тем, что в середине 19 века здесь экспонировались картины художников, составивших впоследствии золотой фонд Русского музея и Третьяковской галереи. Первая публикация "Алисы" состоялась 4 июля 1865 года; таким образом, проведение выставки замечательно совпало с юбилеем романа. В этом году исполняется 145 лет со дня его выхода в свет.

Льюис Кэрролл (псевдоним сэра Чарльза Доджсона) известен всему миру как автор двух книг о приключениях девочки Алисы. Книги со временем превратились в культовое явление мировой культуры, ведь недаром их до сих пор используют в качестве материала для литературных исследований, основы для театральных и киносценариев, к ним обращаются художники-иллюстраторы. Джон Тенниел был первым иллюстратором "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье". В свое время он считался одним из лучших иллюстраторов своего времени и, может быть, поэтому обладал наряду с большим талантом очень непростым характером, отказавшись следовать всем указаниям Кэрролла, украсив, например, героиню длинными волосами, тогда как писатель представлял свою Алису с короткой стрижкой. Таким образом, можно считать Тенниела в определенной степени соавтором Льюиса Кэрролла.

По словам Джонатана Стефенсона (издательство "Макмиллан"), экспозиция дала возможность российским зрителям (выставка ранее была организована в Москве и была привезена в наш город по многочисленным просьбам петербуржцев) "соприкоснуться с творчеством двух великих мастеров, совместно работавших над созданием самых узнаваемых образов в истории книжной графики". То, что иллюстрации к роману Льюиса Кэрролла посетили, наконец, Россию, само по себе символично, ведь, как всем известно, на гонорары, полученные за свой роман, писатель смог осуществить заграничное путешествие, и пребывание в Москве и Петербурге произвело на него наибольшее впечатление.

Не менее сильные эмоции получили, несомненно, и посетители выставки. В экспозицию вошло более 30 гравюр, напечатанных с оригинальных самшитовых досок, созданных художником Тенниелом и граверами братьями Дензелами. Было интересно узнать, что остальные тиражи, включая все издания книги, печатались со слепков, снятых с оригинальных досок. Качество иллюстраций, таким образом, становилось значительно хуже, потому что они представляли собой уже репродукции гравюр, и невозможно было при печати со слепков оценить мастерство Тенниела, виртуозно прорабатывавшего даже самые незначительные нюансы изображения. Только в 1988 году издательство "Макмиллан" решило-таки отпечатать на высокоточном ручном прессе с оригинальных досок, хранящихся до той поры в архиве издательства, ограниченный тираж этих гравюр, который официально является их первым и единственным изданием. Безупречная техника исполнения гравюр выдерживает даже сильное увеличение изображения: в связи с тем, что размер гравюр составляет всего 7 на 9 сантиметров, организаторы выставки не только развесили их на стенах, обрамив должным образом, но и перевели в видео формат. По словам организаторов, это сделано в образовательных целях для того, чтобы зрители, и особенно маленькие дети, могли рассмотреть все в деталях. Выставки в Москве и Санкт-Петербурге организовала и провела галерея InArtis. По словам ее директора Льва Платонова, "эти гравюры можно отнести к самым выдающимся произведениям викторианской графики... Эта выставка — своего рода возвращение Кэрролла в Россию, ведь она впервые предоставила российской аудитории возможность увидеть гравюры такими, какими видел их сам автор "Алисы" более ста лет назад".

Ольга ДЕНИСОВА,
собкор "ЛИ" в Санкт-Петербурге



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.