Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 24 (54), 2010 г.



Поэзия как музыка

Андрей Коровин

"Пролитое солнце"

Стихи. — М.: Арт Хаус медиа, 2010.



Андрей Коровин в первую очередь лирик. Можно, конечно, выделять в его текстах философствования, отмечать религиозные мотивы или даже угадывать политические нотки, но, мне кажется, это занятие совершенно бесцельное и бессмысленное. Поскольку здесь мы имеем дело с лириком в чистом, незамутненном, диониссийском смысле-виде. Ну, вот как пример:

в темное небо столицы гляжу
темное пиво отчизны глушу
темное прошлое снится
Господи как тут не спиться

в этой пустой суете городской
помнишь ли что-то из веры морской
звездные видишь ли знаки
что сторожат зодиаки

в небе откроешь иные врата
видишь — вселенная эта не та
встретимся Господи в чайной
как бы случайно
случайно

О чем, скажите мне, это стихотворение? О Родине, о Боге, о галактике, или, быть может, тут зашифрован некий глубинно-философский трактат? Боюсь, что ни то, ни другое, ни пятое, ни десятое. Это не вполне обычная, не каждому понятная, но именно лирика, корни которой нужно искать в личности, в мироощущении, а то и в подсознании автора. Разгадывать ее символику, препарировать каждую строку на предмет смысла и логической завершенности не стоит. Эти тексты следует чувствовать, пропускать через себя, пробовать проникнуться настроениями автора, слушать мелодию строк.

Что же ты наделала, милая душа?
Разрубила дерево. Как теперь дышать?
Не сиделось пташеньке на моем суку.
Улетела за море. Вот и все. Ку-ку.

Жили мы за пазухой, у кого — не знам.
Звезды были ласковы, как собаки, к нам.
Ворковала, горлица, выключала свет.
Были бы мы счастливы.
Только счастья — нет.

А это о чем? Понятно, что вроде бы о любви. Но в то же время кажется, что и не о любви вовсе, но об отношениях, так и не ставших любовью. Или же о предчувствии таких отношений, когда поэт, забегая вперед, программирует себя на неудачу в делах сердечных, не столько печалясь о конечном результате, сколько упиваясь им. Иными словами, каждый увидит здесь то, что захочет, что ему ближе в данный конкретный момент.

Но сколько бы мы ни ходили вокруг да около, сколько бы ни вращались по своим орбитам, а ответа на затруднительные и спорные вопросы всегда будем искать у главного арбитра и непререкаемого авторитета — у Солнца русской поэзии. Широко известно мнение Пушкина о том, что поэзия должна быть глуповатой. Если проанализировать стихи Коровина последних лет, вошедших в настоящую книгу, то следует признать, что большая их часть именно такова. Глуповатых, разумеется, в хорошем смысле: непосредственных, наивных, как детские рисунки, в которых главное — самовыражение. Автор думает в первую очередь о своих чувствах, мало заботясь о том, правильно ли его поймут и оценят по прочтении. Причем, происходит это у Коровина совершенно органично, в отличие от расплодившихся в последние годы псевдомодернистов, сознательно дебилизирующих свои тексты в расчете на то, что рядовой читатель ничего не поймет, но критиковать не посмеет, а интеллектуал, дабы не выглядеть профаном, начнет искать в хаотичном наборе слов смыслы, которых там нет и в помине.

Игорь ПАНИН
(в полном объеме читайте рецензию в № 9, 2010 журнала "Дети Ра")



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.