Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 24 (54), 2010 г.



Сын Земли — путник по вселенным

Ни для кого не является секретом, что часто идеи народа — это идеи, которые сводятся к хлебу насущному материального плана. Писатели же, по определению критика Н. Страхова, еще со времен Толстого и Достоевского "являлись не выразителями мнения общества, а их внушителями". Именно поэтому "религия, искусство, наука отодвинуты на задний план, а политика стремится обратить их в свои служебные силы". Религия как будто выпячена вперед, но сразу видно, что именно для "служебных целей", а потому, по существу, задвинута назад. То же самое можно сказать и о литературе. Писатели, даже самые талантливые и утонченные, поневоле становятся на службу любому строю, либо определяются в оппозицию. Редко кому удается сохранить космическую чистоту и независимость мышления, то есть приближенность к самому Богу. Таким был и остается для нас Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932), которого хочется вспомнить в связи с приближением Волошинских дней в Коктебеле, где в начале осени собираются поэты России и зарубежья.

В 1907 году Волошин окончательно поселился в Коктебеле, где работал над монографическими статьями, много рисовал, сочинял стихи, выступал в защиту художественных групп, хотя сам ни в каких литературных и художественных группах не состоял. Страстно желая стать писателем, Волошин вел дневник, который считал "фактором развития самосознания". Кроме того, дневник заменял ему молитву. Это не только признания в увлечении оккультизмом и теософией, декларирование отрицательного отношения ко всякой политике и ко всякой государственности, но и подробные зарисовки итальянской природы или непреодолимое желание выразить в слове эмоциональное переживание — любовь к женщине. Уже в конце жизни, приступив к работе над воспоминаниями, он считал ее менее творческой, чем поэзию и живопись, без которых не мог представить своего существования. Но к воспоминаниям предъявлялись достаточно высокие требования, если судить еще по записям 1904 года: "Область воспоминаний — область тайная и интимная. Написать перечувствованное, пережитое — невозможно. Пережитое — описанное — всегда слабый пересказ, но не сама действительность". То, что писать приходилось "в стол" — являлось дополнительной помехой и, в некоторой степени, расхолаживало. Эпоха была нетерпима к символистам. Временами работа останавливалась. Беседы с библиографом Е. Я. Архиповым, посетившим Волошина в Коктебеле летом 1931 года, явились новым толчком для ее возобновления. "Было наслаждением показывать ему свои книжные сокровища и редкости, — записал Максимилиан Александрович 26 июня. — И рассказывать ему коктебельскую жизнь". Говорить о приезжающих гостях, друзьях. В записях последних лет мы находим уникальные свидетельства о выдающихся людях, с которыми Волошина сталкивала судьба: И. Г. Эренбурге, Б. В. Савинкове, О. Э. Мандельштаме. Жаль, что многое осталось за пределами воспоминаний. Ведь Волошин был знаком с В. И. Ивановым, Андреем Белым, К. Д. Бальмонтом, В. Э. Мейерхольдом, Н. А. Бердяевым, П. А. Флоренским, Пабло Пикассо и многими другими. В Коктебель к нему приезжали погостить Е. И. Замятин, К. И. Чуковский, Г. А. Шенгели, К. С. Петров-Водкин, А. А. Юмашев. Свой дом он превратил в бесплатный дом творчества. Марина Цветаева обязана Волошину целым рядом друзей и, как она сама писала, "доверием к людям" и "первым самосознанием себя как поэта". Именно в Коктебеле Цветаева познакомилась со своим будущим мужем С. Я. Эфроном. Здесь же она подружилась с Осипом Мандельштамом и Ильей Эренбургом. Коктебель становится для Цветаевой "одним из лучших мест на земле", наряду с Тарусой и чешскими деревнями. В Доме-музее Волошина сохранился его пейзаж с надписью: "Милой Марине в протянутую руку", датированный 26 апреля 1913 года.

Сколькими легендами было окружено имя Волошина при жизни! Судачили о "хитоне", в котором он разгуливал в Коктебеле, о его многочисленных "женах". Журналисты характеризовали его как эстета с внешностью кучера, пишущего по-русски так, будто он пишет по-французски. Сам Волошин говорил, что его много ругали и поносили, но никто не взвешивал. Признание, тем не менее, выпало ему при жизни, что редко случается с поэтами. Волошин верил в изначальную святость человека. Писал, что надо помнить о том, что в каждом скрыт ангел, на которого наросла дьявольская маска, что надо помочь человеку это преодолеть и вспомнить самого себя. Эту мысль Волошин не раз повторял в своем творчестве: в "Протопопе Аввакуме", "Святом Серафиме"... Вера в бессмертие духовного начала во всем мире и самом себе, ощущение тайны бытия и высшего смысла каждого явления, достижение всеми людьми любви друг к другу — все это не могло не притягивать к личности Волошина многочисленных его друзей, поклонников и поклонниц. Если Лев Толстой учил не противиться злу и не отвечать на зло насилием, то учение Волошина состоит в том, чтоб, ощущая себя звеном в мировой цепи, не осуждать чужого несовершенства, а постараться доверием превратить его в добро: "Не бежать греха, но, грех приняв на себя, собой его очистить!" Это под силу только тому, кто любит и верит, только "рыцарю духа", "строителю внутреннего града", кем и являлся Волошин.

В живописном Коктебеле, у подножия вулканического Карадага, в этом "краю голубых холмов", где поэт нашел себе последний приют, в сентябре 2010 года состоится очередной Международный литературный фестиваль имени М. А. Волошина. Уже в июле завершилась подача произведений на Волошинский конкурс, который проводится по нескольким номинациям, в том числе журналов "Дети Ра", "Современная поэзия", "Октябрь", литературного клуба "Классики 21-го века" и литературного салона "Булгаковский Дом". По результатам конкурса определятся 9 лауреатов и 9 дипломантов. Дипломы и призы победителям конкурса будут вручать в рамках фестиваля. Космическое мироощущение Волошина ("Ты не сын земли, но путник по вселенным") — это посыл всем творческим душам, что позволит заранее примириться кому-то с поражениями, а кому-то с победами в том самом Доме, который поэт завещал Союзу писателей.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.