|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 12 (152), 2017 г.
Владимир Николаев.
"Караул номер два"
М.: "Вест-Консалтинг", 2017
Жанр прозаической миниатюры очень сложен, поскольку, прибегая к малой форме, нужно суметь коротко и емко сказать о главном.
В эту книгу вошли произведения последних лет. Они различны по тематике и привлекательны реалистичными героями. Автор честен перед читателями, так как отображает действительность без прикрас. Его персонажи близки к жизни и лишены литературного лоска. "Все эти персонажи, которых встречаю на пути, стали привычными и воспринимаются как неизбежная часть пейзажа", — признается Владимир Николаев.
Герои миниатюр — люди разные по возрасту и статусу. Курсанты, ответственно несущие караул, но бесшабашные во время коротких передышек ("Караул номер два", "Березовый сок", "Куля"); дипломаты, проявляющие смекалку в трудной ситуации ("Калкан"); русские школьники — дети военных в освобожденной Германии ("На углу"); нищие с Арбата ("Святочный рассказ") и другие. Автору нравятся люди, о которых он пишет, поэтому и повествование ведется с присущим ему дружелюбием. Причем, не важно, какое положение в обществе они занимают. Для всех героев характерны оптимизм, надежда на лучшее будущее, настрой на преодоление трудностей.
Иногда людские судьбы прослеживаются только до определенного момента. О том, что с действующими лицами случится дальше, можно только догадываться. Так происходит, например, со способным и сильным курсантом из рассказа "Бугор", канувшем после армии "в лихой пучине русского капитализма". Владимиру Николаеву хочется верить в то, что парень не пропал и не спился, потому что был он "крепким, как атланты". Неизвестна судьба и девочки Милы, в которую был влюблен весь класс из рассказа "На углу". Повествование светится чистотой первой любви, а имя Мила с нежностью повторяется в миниатюре "Абрикосы". Дружба и любовь этих неторопливых зарисовок подаются с такой добротой, как будто в мире не существует предательства и даже соперничества. И только в одном из рассказов протокольно и с долей недоумения изложена история одного преступления, за которое виновный практически не был наказан ("Бытовка на Яузе").
Гуманистическая линия прозы Владимира Николаева проявляется не только в отношениях героев или спасении утопающих из одноименного рассказа, но и в светлом настрое повествования, в добродушном приятии даже тех персонажей, которые этого не совсем заслуживают с точки зрения общественной морали. Исключением стал, пожалуй, только дядя Коля ("Тараканы, или Рождественский гость"). Беспардонное поведение этого проходимца возмутило даже беспристрастного автора.
Книга написана доступным литературным языком. Не последнюю роль играют в ней и диалоги, подчеркивающие особенности психологических моментов в поведении героев. Подкупают также ирония и юмор. Критик Ольга Денисова пишет о Владимире Николаеве как о мастере короткого рассказа, подчеркивает поэтичность его прозы, в которой "много любви и проницательного отношения к мелочам".
Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД
|
|