Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 12 (152), 2017 г.



Катя Рубина.
"Фейсбучные байки"



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

Катя Рубина — художник, литератор, остроумная и находчивая женщина. Ее книжечка "Фейсбучные байки" — отличный пример того, как посты в крупнейшей соцсети шагают за пределы киберпространства, обретают самостоятельную жизнь и снова собираются вместе — под веселой сине-голубой обложкой.
О виртуальной реальности не писал только ленивый. Мол, страшный зверь этот Фейсбук. Он вынуждает нас усомниться в себе. Расхититель времени. Ярмарка тщеславия. Полузакрытое сообщество, созданное фантазией разработчиков. Все мы оказались участниками глобального социального эксперимента — общество становится сетевым, хотим мы этого или нет. Рубина не собирается демонизировать сообщество, но заканчивает иронически рассказик о шашлыках и временном отключении Интернета: "…приехать домой и сразу фотку выложить в Facebook(е). А подпись такую простенькую поставить: Лето, на даче у друзей: ”ЯРКО-РОЗОВАЯ КАПУСТА“". И все. Страшилки не нужны. Узнаете себя? Что? Надо еще геотег включить? Поздравляю, вы безнадежны…
"Фейсбучные байки" — это короткие истории, наполненные мягким и добрым юмором. Шутливый тон задается сразу же. Взять хотя бы эпиграф: "Художник может обидеть каждого, а драматург — сразу всех". Профессионализм писательницы позволяет ей безупречно выстраивать технику смешного текста: загодя ожидая реакции от читателей, она программирует ожидаемый эффект каждой буковкой своих текстов. Прозаическая интонация приближена к разговорной, в ход идут риторические вопросы, преобладает бытовая, повседневная лексика, смешение стилей. Например, о своем коте владелица отзывается так: "Меня вот его внутреннее психическое состояние волнует, вот в чем проблема. Вот эта, как вы говорите, либеральность английская как раз меня и беспокоит. Как он дальше жить-то будет? Чай не в Англии мы". Стилистика, более присущая кухонным посиделкам, заставляет нас почувствовать себя уютно и раскованно.
Байка как литературный жанр характерна, в основном, только для русской литературы. Юмористическая составляющая скрывает в себе элемент поучительности, как фантик — конфетку. Катя Рубина находит повод посмеяться в самых тривиальных ситуациях. Возникает цепная реакция — летучесть смеха передается от автора к читателю. Чего стоит, например, миниатюра, название которой звучит как угроза: "Ты у меня почувствуешь аромат осени"? Заголовок моментально вызывает улыбку. Но стоит на минутку задуматься над поведением героини: она надеется унюхать запах желтых листьев в социальной сети?.. Граждане, мы с вами чудовищно одичали. Раньше, чтобы узнать, какая погода на улице, высовывали ладонь в форточку, а нынче — лезем в дебри Интернета.
Дерзну высказать довольно радикальную мысль. Фейсбук, по большому счету, является анти-социальной сетью. Автор утверждает и обыгрывает этот тезис: "Летом сидишь в Facebook(е), лайкаешь, и вдруг тебя друзья на дачу приглашают. Прямо так и пишут в личку: ”Бери такси и приезжай к нам на дачу. Будут еще наши друзья и шашлык”". Будучи осмеянным, "зависание" в Сети не кажется важным занятием. И героиня едет к друзьям. Потому что когда еще как не летом. Такая встреча возвращает ощущение реальности.
Или, скажем, история о том, что украшательство нынче в моде. Современные девушки активно осваивают хэндмэйд. Норовят все вокруг себя орнаментировать, инкрустировать, декорировать… Эту модную тенденцию писательница доводит до абсурда: "На простом деревянном полу на частях кофточки с неземной красоты полосочками лежал мой кот. Выражение морды кота: ”В чем дело? Не мешайте отдыхать в украшенном интерьере!“"
Жизнерадостность пульсирует в каждом слове этих коротких рассказов. Любимые вещи героини одушевлены: у них есть имя, история, характер. Дачный костер зовут Агни, старый колодезный домик — как человека: Борис. Обычно огонь символизирует трансформацию, очищение, дающее жизнь. Однако у Рубиной он выступает не как победитель света над торжеством мрака, а ведет себя, как маленький ребенок. Его насильно кормят дровами: скушай ложечку за папу, за маму… Никакого пафоса. Только чувства. Только живая жизнь.
Уникальность книжечке добавляют рисунки автора. Легкая "безуминка", свойственная монохромным иллюстрациям, подкрепляет комическую составляющую текста и усиливает впечатление от прочитанного.
Наша виртуальная жизнь оказывает влияние на то, что происходит с нами в реальности. Как правило, это сплошной напряг, суета, рутина… Иной раз так и хочется спросить словами автора: "А когда вы в последний раз испытывали катарсис?"
Стоит возвращаться в офлайн. Быть внимательными друг к другу. Чаще встречаться с друзьями. Кататься на велосипеде. Жарить шашлыки. Дрессировать кота.  Короче говоря, жить "здесь и сейчас". И тогда, как обнадеживающе и нежно пишет Катя Рубина, "…катарсис скоро будет, надо только немножечко подождать".

Ольга ЕФИМОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.