Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (151), 2017 г.



Светлана Тимакова.
"Синица"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

В народе говорят: "Невелика птица-синица, да умница". И правда, птаха мелкая, а радости от нее очень много. И скуку разгонит, и зимнюю стужу разбавит: запоет за окошком: пинь-пинь, пинь-пинь, глядишь, а вроде и не так холодно стало. Мелочь, а на душе теплеет.
Так и сборник стихов Светланы Тимаковой. Книга предстает перед поэтессой  как теоретическая проблема, и автор подходит к составлению со всей ответственностью. Тщательно отбирает произведения, старательно выстраивает их одно за другим. Как из песни не выкинешь слов, так из этой книжечки не получится выхватить пару-тройку отдельных вещей, не выйдет перетасовать их, будто карточную колоду. Стихи следуют друг за другом, как альпинисты в одной связке, при этом впечатление усиливается: читатель как бы "разогревается" на ранних, юношеских стихотворениях, чтобы, будучи уже впечатленным, ярче воспринимать такие строки:

Несу небо в пакете синеньком.
В углу — дырка, и небо капает.
Несу, сею косые линии,
Седьмого серого седьмую заповедь.

Мотив дождя небанален, но будничен. Природа для Тимаковой — не пейзаж, не собеседник, но — соучастник, товарищ, а в данном отрывке она обращается с небом прямо-таки по-соседски, как будто зашла к знакомой за кусочком синенького. Вместе с тем в стихах нет никакого панибратства. Природе обязана лирическая героиня своим поэтическим талантом, из нее черпает силы и благодарит за каждый прожитый день. Тимаковой свойственна глубокая интроверсия, ее поэзия — своеобразный лирический дневник ее переживаний, недаром под каждым стихотворением стоит дата написания и расположены они в хронологическом порядке.
Не хочется вспоминать различные поговорки, противопоставляющие синицу и журавля. Лучше посмотрим на обложку — среди ветвей прячется маленькая и хрупкая птичка. Может, и не синица вовсе, а Синяя Птица, и как тут не вспомнить Метерлинка — подсказывает художник Татьяна Жохова. А в стихах все живое, настоящее, светлое и, чтобы его увидеть и описать, Тимаковой не нужна волшебная шапочка.

Особое, пристальное внимание автор уделяет смене временам года. Каждое из них в стихах Тимаковой не только одушевлено, но и овеществлено, с ним выстраиваются нежные, доверительные отношения:

Ловят бабочек ромашки,
Млеет спелая черника.
Я стою и лето глажу.
Лето дремлет тихо-тихо.

Тихонько заглядывает нам через плечо аллюзия на одну популярную песню. Получается, эта героиня необидчива, благожелательна, скромна, а неизбежные конфликты воспринимает по принципу "Капля горя — в море и солнце и любви"? Именно так и выходит. Эпитеты, метафоры в стихах Тимаковой не выпячивают себя, не красуются, но создают свою уникальную картину. Они словно растворяются друг в друге, будучи прозрачно акварельны, а бывает, пугающе сливаются, как в стихотворении о зиме:

Она в отсутствии. А мы?
Зачем так бредим холодами?
И белый цвет владеет нами,
как воскресение взаймы…

Жутковат пейзаж. Тимакова рискует, вводя в текст библейский мотив, однако, выигрывает, оборвав стихотворение смелой метафорой. Зима страшна, она забирает, требует, выпивает все соки. Совсем иное дело — лето:

Лето.
Квадрат песочницы.
Я, куличи и небо —
Треугольник.
Мое высочество
Кормит кукол песочным хлебом.
Одуванный салат в ведерочке.
Кошка греется по соседству.
Мне пять лет.
Сарафан с оборочкой.
Солнца круг.
Геометрия детства.

А что можно разглядеть в пожухлом осеннем листе? Тимакова как минимум созерцает смену исторических парадигм:

Я памятью шумерской жрицы
Читаю клинопись листа.
Читаю кленопись — мне мнится:
Пожар и тени от креста,
Бельмо Луны в глазу Вселенной,
И дым, и гарь, и чалый чад…
Бегу на городскую стену
Задуть горящий листопад.

Стихотворение беззаветное, по-бабьи самоотверженное. Где есть любовь, всегда присутствует жертвенность. Обратное не всегда верно, но, читая данное стихотворение, вспоминаешь послание апостола Павла. Автор переходит от язычества к христианству скачкообразно, резко, мучительно. Любовь примиряет людей, она не терпит враждебности и насилия.
Высокую смысловую нагрузку несут бытовые детали. Автор сравнивает нашу голубую планету с выстиранным исподним:

А после выжатым бельем
Развесили, связав краями,
Столбы, деревья, небо, дом
И прищепили голубями.

Голубь — единственная птица, облик которой боится принимать нечистая сила. Выходит, что и стирка может стать священнодействием, если смывать грязь с радостью в сердце. Ведь как приятно сделать замусоленное — чистым! А в более высоком толковании — что наша голубая планета удерживается от распада на атомы только благодатью Святого Духа. Автор об этом как будто не задумывается: слова льются легко, как вода из-под крана, однако финал стихотворения более чем весом.
Бельевая прищепка, будучи вещью бесхитростной, сугубо утилитарной, тоже появляется в тексте не просто так. Это бытовое приспособление появилось еще в первобытные времена, стала свидетельницей смен исторических эпох, можно сказать — стара, как белый свет. Поэтому в данном случае ее маленькие деревянные палочки достойно выполняют свою миссию — утвердить единство всего живого и неживого. Пространственные и абстрактные понятия (небо, мир) подчиняются скромному изделию отечественного ширпотреба. Образность детали извлекает ее из контекста обывательского и переводит в контекст условный. И это правильно, поскольку детали — дыхание поэзии. Для Светланы Тимаковой важно не просто описать предметы, но — установить между ними соотношения, все уладить и всех объединить. Она действует как настоящая женщина. И ощущая это материнское, теплое начало, читатель умиротворяется, ибо его естественная потребность быть любимым утолена.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.