Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (151), 2017 г.



Ростислав Дижур.
"Единое и Единственное"



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

Ростислав Дижур пишет стихи не первый год. Выпустил уже несколько поэтических сборников. Люди, которым повезло соприкоснуться с его творчеством, не остаются безразличными. Стихи поэта искренни, доступны, мастерски исполнены в традициях силлаботоники, но не совсем просты, как это может показаться на первый взгляд.
В новую книгу Ростислава Дижура вошли стихи, вышедшие в других сборниках ("Связь", "Любящее пространство", "В пределах досягаемости чувства", "Сообщенность"), а также новые стихи, которые были написаны уже после появления этих книг.
Больше всего привлекает меня сюжетная линия в творчестве Дижура ("Яблоко", "Обрести небо", "Поющая раковина" и другие стихи). По сути, его конек — зарифмованные рассказы с глубокомысленным завершением, что не умаляет поэтической ценности произведений. В них есть фабула, развивающаяся искрометно, и всегда оригинальный вывод — часто философский. Так, в стихотворении "Поющая раковина" речь идет о мальчишке: он выменял на деньги и альбом "перламутровую раковину, дом, / В котором поселилось море". То есть произошел обмен романтической мечты на что-то реальное из мира материи. С тех пор у лирического героя происходит раскол в душе.

Мужал —
не в поисках своих вершин, —
Спешил
достичь высот, что на виду лежали.
Но самые земные рубежи
На деле оказались миражами.

Однажды мальчишка оказался в чужой квартире, где случайно увидел похожую раковину. Вывод не заставляет себя ждать.

...Долго в груди догорало и жгло. —
То ли слух потерял, то ли море ушло.

Таким образом, продавая свой идеал, человек утратил доступ к эмоциональному и духовному космическому порталу, открывающему возможности творить.
Жизнь рассматривается поэтом как наука, которую надо освоить, чтобы осознать неразрывную связь со Вселенной, людьми, женщиной. А связующии нити — любовь и доверие.

Родиться — значит быть
                        в науку отданным. —
Меняя мир, вживаться, как привой,
Пока не станут воедино сотканы
Вселенная и нерв тончайший твой.

В ранних стихах Ростислав Дижур пытается постигнуть свою высшую задачу, поэтому один из циклов так и называется "Предназначение". Осмысление душевного мира лирического героя — один из основных творческих посылов автора этой книги. Цель жизни — сама жизнь, радость бытия окружающего мира.

Раннее утро. Движение в небе и кронах.
   Подарок? Награда?
Радость безумная, но еще боязнь...
    Неужели правда?.

Предназначение заключается в поэтическом доказательстве: человек связан со всем живущим и со всем окружающим. Персонификация предметов проявляется в таких стихах, как, например, "Монолог боксерской груши". Здесь звучат интонации Маяковского, несмотря на отсутствие его знаменитой лесенки.

В удары вкладывая тушу всю,
довольные — не дам ведь сдачи, —
Ко мне равнодушные, бьют —
мастерство оттачивают.
Одаривают, губы прикусив,
и в четыре руки, и сольно.
А я отхаркиваю с ватой зубы и повторяю:
"не больно, не больно...".

Аллюзии к звездам Владимира Маяковского ("Послушайте! / Ведь, если звезды зажигают — / значит — это кому-нибудь нужно?..") находим мы и в стихотворении "Долго еще гореть" — одном из немногих верлибров автора.

— Долго еще гореть? — вспыхнула Малая Звезда.
— Вечно, — просияла Звезда Большая.
— А зачем?..
"Действительно, зачем? —
хотела было спросить и Черная Дыра, —
материя, конечно, сохраняется,
но ведь лучше, когда она сохраняется при тебе..."
Черная Дыра и могла бы спросить, но зачем? —
Ее никто никогда не увидит и не услышит.

В стихотворении "Заповедь" раскрывается моральное кредо поэта. Слова, обращенные к разным людям, стараются объединить всех в гармонии, гуманном отношении друг к другу и к жизни.
Сильные чувства отличают стихи Ростислава Дижура — любовь или разочарование, радость, восторг или печаль. Они отражают связи со всем окружающим, затрагивают душу. Ведь связи и проявляются в описании чувств. В глобальном смысле — это отношения со Вселенной, которая, с одной стороны, воспринимается как что-то непостижимое, а с другой — запанибратски.

Звезды выспались —
                        высыпали взглянуть.
— Эй! Вселенная! Есть хоть кто-нибудь?!
Так уж и никого? Бросьте!
Надумаете — заходите в гости!.

Космос для поэта — это не только то, что находится у нас над головой, это еще и наш внутренний мир. И он так же не изучен, как и внешний.
Цикл "Хранимое" — о творческом начале Вселенной, о том, что задача поэта — помочь ей выразить себя. Этот цикл предваряется словами:

Вселенная ветвилась и продолжает
ветвиться. Это — безудержная стихия,
каждое движение которой организовано
и осмыслено творческим Началом,
направляющим развитие материи от
неживого состояния к живому и далее —
к осознанному.
Вселенная устами поэта
исповедуется и продолжает поиск.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.