Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (151), 2017 г.



Ольга Любимова.
"На краю бездны (Страсти по России Серебряного века"); Кн. 1.



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

"В небе — поэты и философы, на земле — цари и слуги; и еще — вожди, дрожжи человечества, они время от времени обрушивают небо и землю", — так писатель и публицист Ольга Любимова начинает свое историческое путешествие, которое с первых же страниц погружает нас в круговорот удивительных событий, происходивших в Российской империи накануне ее революционного перерождения. Первая книга из дилогии "На краю бездны" объединила в себе судьбы и размышления самых ярких представителей того времени — поэтов и философов, членов царской семьи и революционеров. Выдержки из дневников и писем, изложение умозрительных философских доктрин и перечисление реальных социальных проблем эпохи объединяются размышлениями и логикой повествования самого автора-исследователя.
По другую сторону ослепительного блеска российского императорского двора царит хаос и сгущаются тучи. После убийства Александра II народовольцами свободомыслие в России уничтожается "железом и кровью". Внимая советам Победоносцева, сын начинает мстить за отца: террористы-революционеры Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Тимофей Михайлов, Николай Рысаков — все они отправляются на виселицу, и даже Софье Перовской уготована та же участь, несмотря на то, что женщина. Кровь сменяется кровью, и вот новое поколение народников поднимается на эшафот, теперь уже за покушение на Александра III, и среди них брат будущего красного вождя гимназист Александр Ульянов. А вскоре наваливаются новые несчастья — страшный голод 1891 года, когда крестьянам приходится есть гнилой хлеб с лебедой. Волна погромов, устроенных черносотенцами, и страшная фраза царя: "В глубине души я всегда рад, когда бьют евреев". Ряд грозных предзнаменований, сопровождавших коронацию последнего из Романовых, апогеем которых стала трагедия на Ходынке. Первая русская революция 1905 года, в которой не было победителей… И в то же самое время, словно обитая на другой планете, поэты-символисты и философы-космисты играют в свои причудливые игры, торопливо распахивая двери в трагически прекрасную эпоху Серебряного века. Религиозный мистицизм Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, метафизические мудрствования Владимира Соловьева и молодого Николая Бердяева, трагикомические перипетии любовного треугольника Александра Блока, Андрея Белого и Любови Менделеевой — так закладывается фундамент, на котором совсем скоро будет воздвигнут нерукотворный памятник творцам, поднявшимся от чистой детской наивности до вершин человеческого прозрения. "В начале XX века в России был настоящий духовный ренессанс, огромный творческий подъем, сказавшийся в философской и религиозной мысли в литературе и искусстве… Это была эпоха напряженных духовных исканий, эпоха создания русской религиозной философии, символизма в поэзии, оккультных увлечений и мистических настроений", — приводит автор воспоминания Н. А. Бердяева.
А что же непоколебимые воины марксизма, столь непохожие на парящих в облаках символистов? Они тоже любят, мечтают, утешаются маленькими житейскими радостями. Мы видим ссыльного Владимира Ильича Ленина в Шушенском рядом с молодой супругой Надеждой Константиновной Крупской. Они солят огурцы и занимаются хозяйством, катаются на коньках и устраивают музыкальные вечера, читают классику, мечтают о детях, которых им так и не суждено иметь, но мы знаем, что это лишь короткая передышка накануне решительной схватки, которая перевернет не только историю страны, но и навсегда изменит лик всего человечества…
Книга Ольги Любимовой производит исключительно приятное впечатление. Она увлекает и заставляет сопереживать, с неожиданных ракурсов раскрывает перед читателем, казалось бы, до мелочей изученные образы, и, наконец, просто дарит удовольствие от самого процесса чтения. Ждем обещанного продолжения.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
 кандидат философских наук



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.