Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (151), 2017 г.



 "О, Русь моя!"
Сборник произведений поэтов и прозаиков литературного объединения ЦДУ РАН



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

В 2017 году издательство "Вест-Консалтинг" выпустило альманах произведений участников ЛИТО Центрального дома ученых Российской академии наук. Работы, вошедшие в сборник, развивают две темы: "О, Русь моя!" и "Времена года".
Тематика сборника не только очерчена заглавием, но и подкреплена иллюстрацией. Первую страницу обложки украшает картина великого русского художника Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею", посвященная Сергию Радонежскому. Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. Но он, вероятно, почувствовал, что не венец над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное.
Так и в настоящем издании. Составляя свое впечатление от лирических текстов сборника, с одной стороны, отмечаешь языковое своеобразие стихов представленных авторов, с другой стороны  — единство пишущих на заданную тему.
Литературное объединение возглавляет кандидат филологических наук Людмила Колодяжная, чей поэтический цикл "Береза и время" воспевает дерево, ставшее неофициальным символом России:

Береза склонила низко
благословенный ствол,
словно равное, словно близкое
самое — существо.

В неизменном антропоморфизме, присущем русской поэзии, кроется простая мысль: мы все друг с другом связаны. Не только автор волей воображения одухотворяет дерево, но и оно всматривается в задумчивую собеседницу. Береза не молчаливая слушательница, она — звено неразрывной энергетической цепи:  человек — природа — Бог:

Словно с тобой, с нею можно
о жизни поговорить,
вместе с ветром она поможет
молитву Божию сотворить.

Что касается времени, оно всегда замирает, когда человек вспоминает о вечном. Остановка, отрешение — вот первое, что необходимо, чтобы ощутить близость Творца. "Замедлись" — говорит окружающий мир, спешка еще никого не спасала. Пространство и время в стихах Колодяжной существуют как единое целое, подчиняются они отнюдь не суетным переживаниям.  Вторит ей и Василий Геронимус:

Пальцы радостно просятся перекреститься;
заходящее солнце румянится косо.
Как же в меры, что выдумал мир, уместится
неземная и светлая грусть о березах?

В некоторых лирических произведениях пейзаж образует их основное содержание. Например, немногословна Елена Ткачевская:

Когда дела из города отпустят —
Скорей туда: в дорогу, вдаль,
В то бунинское захолустье.
Где все — как встарь.
Поля, поля да перелески,
Оврагов стынь.
А на ветру, как шепот детский,
Шуршит полынь.

Действительно, как говорил Бунин в романе "Жизнь Арсеньева": "Нет никакой отдельной от нас природы... каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни". Традиционно в русской литературе пейзажная лирика не становится словесной живописью, его цель — не запечатлеть картинку, стоящую перед глазами. За выбором изображения всегда стоит лирический герой. Через натуру раскрывается многое — его выбор, нравственные ценности, борьба с самим собой или, напротив, состояние глубокого умиротворения.
"О, Русь моя!" — блоковский возглас, вынесенный в заголовок, не просто виснет в воздухе яркой цитатой из стихотворения "На поле Куликовом". Подкрепленная изображением будущего игумена земли русской, предсказавшего победу в Куликовской битве, эта фраза настраивает нас на долгий и мучительный разговор о судьбе России.
Проводя тяжелую временную параллель, авторы опубликовали прозаические миниатюры, посвященные Великой Отечественной войне. Например, Галина Гашунина представила короткий рассказ — "Мечта, перечеркнутая войной". Одиннадцатилетняя девочка впервые увидела постановку "Жизели" и загорелась желанием посвятить себя искусству. Но война, обойдя стороной поселок торфоразработчиков, навсегда изменила привычный уклад их жизни. Девочка отправилась на заготовку торфа. Приговором звучат  последние слова этой маленькой, но емкой прозы: "А Лиля поняла только одно: ей никогда не стать балериной".
Как в стихах Блока звучит гордость за свою страну, сумевшую подняться из небытия, так и наши современники передают ценностное отношение к своему Отечеству. России вряд ли грозит политическая и экономическая стабильность, но нравственно она не закостенеет, не загниет, пока поэты полны патриотического чувства. Людмила Саницкая изображает свои ценностные ориентиры в контексте идентичности гражданина России:

Жизнь — что ручей, что малая река —
Течет и тает в море-океане…
Но обернуться тянет непрестанно
Назад, к истоку, к струям родника.

Об авторах можно говорить долго. Эти люди разных профессий, чьей отдушиной стала литература. Все они открывают читателю свой неповторимый опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. Как, скажем, Саницкая призывает нас:

И улыбнуться времени
новому, как рассвет.
И не уйти в безвременье,
если ты был — поэт.

Чтобы последующие поколения уважали традиции своего народа и страны, необходимо создавать условия для нравственного совершенствования личности — говорить о важном, транслировать вовне, убеждать, воодушевлять личным примером. Этой цели служит настоящее издание, составленное по принципу ориентации на идеал. Данная книга призвана воспитывать основы российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за Родину, прошлого и настоящее многонационального народа России.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.