Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 10 (150), 2017 г.



Владимир Мазья.
"Новый блокбастер деды Вовы"



М.: "Комментарии", 2016

Полки детских библиотек сегодня пестрят обилием разноцветных изданий, под обложками которых чаще всего  — "продукт" того же качества, что и в СМИ: плоские "сериально-подростковые" сюжеты, экзотичные места, путешествия во времени. Пронеслись и постарели целые плеяды научных фантастов, кладоискатели и рыцари остались в прошлом столетии. Возникает ощущение, будто в детскую книгу постепенно переходит массовая "жвачка" триллеров, ужасов, комиксов, и именно это в подростковой среде идет на ура, потому что вроде бы и ребенку интересно, и родители довольны тем, что чадо не у монитора компьютера.
Автор книги, о которой пойдет здесь речь, пошел своим путем — путем изобретения собственной вселенной, однако, не отдельной от нашей, а смежной с ней. В центре мира разных интересных зверей вроде кота-детектива Агента 007 или коровьего семейства — реальный персонаж, живой ребенок — девочка Эва, та самая "далекая внучка", письма к которой легли в основу первой книги Владимира Мазьи, вышедшей крошечным тиражом в иерусалимском издательстве "Альведон". Но что интересно одному малышу, может быть не интересно другому: пока пространство не познано и ум не пресыщен, у каждого из нас своя мифология. Сложно подобрать универсальный ключик, однако попытка автора кажется нам вполне удачной: дети терпеть не могут любую критику, дидактику, открытое навязывание каких-то умных мыслей — в книге деды Вовы этого нет, однако плотность научно-популярных знаний (не будем забывать, что автор — крупный ученый) здесь неимоверно высока. География, физика, литература, живопись, архитектура — текст буквально нашпигован отсылками к разным областям знаний, которые органично и в игровой форме преподносятся читателю.
Автором избран жанр сказок, и это видится не случайным. Сказочные истории сплетаются в единую ткань, многомерное пространство: вот бал в честь именин кошки-радистки Кэт, стилизованный под время Наташи Ростовой, вот — полет на Теплую звезду или учения в школе кошачьей разведки. Прогулки по "вечному городу" Иерусалиму "стягивают" времена в единую точку — "здесь и сейчас". Тут и ретроспекция, и элементы "ненаучной фантастики" с похищением летающих тарелок. Нелинейное время — один из организующих приемов другого сказочника-математика — Льюиса Кэрролла.
Однако у деды Вовы больше наивности, той самой, которая русскому ребенку ближе заграничного абсурда и гротеска.
"Все сочиненные мною сказки предназначены для людей любого возраста. Будьте уверены: до одного не дойдет из них одно, а до другого — другое, но трудно себе представить ребенка или взрослого, который бы абсолютно ничего не понял. Впрочем, и ему мои сказки повредить не смогут" — сообщается в предисловии. Получается, не только детям будут интересны эти сказки. Кто же еще читатель Владимира Мазьи? Думаю, эта книга подходит для семейного чтения. Взрослые найдут в ней аллюзии к советскому прошлому (красный галстук на шее пришельца, то и дело проскальзывающий официальный стиль в духе коммунистических докладов и т. д.) и тонкую иронию по поводу настоящего. Планшеты различных марок на дне рождения радистки Кэт валяются в углу, в то время как гости заняты развлечениями в реальном времени. Сквозит в этих сказках скрытая мудрость, которую не нужно объяснять ребенку, потому как выводы делаются как бы сами собой.
Что еще очень подкупает, так это то, что в сказках деды Вовы нет насилия, разрушений, жестоких жизненных уроков. Все неприятности заканчиваются хорошо. Даже Агент 007, котенок-сирота вырастает в известного детектива. В оппозиции добру есть зло, но здесь и оно по природе своей не зло, а, скорее, мелкое вредительство (абсолютно в детской системе ценностей!): главные злодеи Вилли и Кобра Ивановна, например, поедают вкусные обеды на глазах у Большой Коровы, которую привязывают к скамейке. Так любят дразниться дети. Даже майор Очкарик, охотящийся за профессором и котом-телохранителем, не совершает ничего ужасного — слежки и погони ни к чему не приводят.
Книга очень занимательная и полезная. Но есть в ней что-то особенное, что способен сочинить, кажется, только ребенок. Чего стоит "практический" подход к математическим задачкам!
"— Вы говорили, профессор, что на ноль делить нельзя. А если у меня одна ириска, и мне ее не на кого делить, то получается, что 1:0=1, — и он показал язык, на котором красовалась единственная ириска".
Детская литература — это практически иная вселенная, в координаты которой может поставить свое слово не всякий автор. Имея предрасположенность к писанию вообще, детский писатель остается таковым до тех пор, пока не утратил в себе ребенка, пока душа его, как пористая структура губки, жадно впитывает новое, в обыденности не устает искать чуда. Труд такого поиска и содержат книжки доброго деды Вовы, и потому читать эти книжки с ребенком скучно точно не будет.

Марина Марьяшина



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.