Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 10 (150), 2017 г.



Елизавета Новикова
"Короткий путь в вечность"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Интерес у читателя вызывает, прежде всего, сквозная тема, объединяющая все рассказы рано ушедшей из жизни талантливой Елизаветы Новиковой, которая до выхода в свет книги "Короткий путь в вечность" была более известна как литературный обозреватель и журналист, нежели как писательница. Как пишет во вступительной статье хорошо знавший ее Сергей Геворкян, Е. Новиковой был присущ наряду с "радужным, активным приятием бытия и неподдельной, почти детской любовью к жизни" "гамлетовский, пристальный, зоркий интерес к смерти во всех ее проявлениях". Именно о смерти, во всей ее бытовой и философской многогранности, эта книга.
Когда-то в своей "Жизни Арсеньева" Иван Бунин рассуждал: "У нас нет чувства своего начала и конца. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился… А родись я и живи на необитаемом острове, я бы даже и о самом существовании смерти не подозревал… А если бы не подозревал, любил ли бы я жизнь так, как люблю и любил?" Мне кажется, Елизавета Новикова, сделав смерть предметом своего пристального рассмотрения, хотела лучше понять саму жизнь, ее смысл, ответить на вопрос "Зачем?" Ведь ответ на него должен по идее дать любой человек, которому судьбой (или случаем) суждено пройти этот "короткий путь в вечность", длиною всего лишь в миг, как все мы знаем по стихам Л. Дербенёва. И в этом смысле смерть у Е. Новиковой нельзя считать чем-то отдельным от жизни, и даже не всегда это конечная точка того самого "пути". Ведь смерть человека духовная, нравственная, может наступить задолго до смерти физической ("Человек в черном", "Премия", "Дахау").
Как добро и зло при Армагеддоне, жизнь и смерть ведут постоянную борьбу за сердце человека у Е. Новиковой. Уже в первом рассказе, параллельно с предпринимаемыми героем поисками во всех книжных магазинах нового "Апокалипсиса", перед читателем возникает картина настоящего триумфа жизни: "Между тем лето набирало силу. Даже от утренних газет шел тот неповторимый июльский аромат ленивых, разогретых на солнце букв, разморенных ветрами далеких стран и островов, о которых тихонько напевали за завтраком страницы…"
Разумеется, будучи посвященной столь специфически "ужасной" теме, ни в каком другом жанре кроме жанра мистики данная книга и не могла быть, наверно, написана. Есть в ней рассказы, навевающие, действительно, ужас на читателя, и здесь писательница творит в русле заложенных Брэмом Стокером, Эдгаром По, Робертом Стивенсоном, Стивеном Кингом и т. д. традиций ("Alter Ego", "Ночные кроссворды", "Друзья уходят как-то невзначай", "Посвящается К* * *", "Франциск Ассизский"). Хотя можно отметить и приметы других жанров: детектива ("Белая ворона"), исторической реконструкции ("Рождественская история"), футуристического фэнтези ("Овсяная каша), философской притчи ("Огонек", "Сына").
Но все же, если говорить о наиболее ярко выраженной примете литературного языка писательницы Е. Новиковой, то это, конечно, неизбывная ирония, ставящая в итоге под сомнение "священный трепет" автора перед смертью ("Овсяная каша", "День славянской письменности", "Нерон"). Ирония превращается зачастую в едкую сатиру. Взять к примеру то, как "благодарные горожане" устанавливают памятник создателю куриных котлет, уморивших большое число людей, с надписью на памятнике: "Москва для москвичей! Чистый дом, чистая улица, чистый город" (рассказ "Как все случится").
Однако и играть со смертью (хотя мы-то привыкли говорить как раз "играть жизнью"!) писательница настойчиво не рекомендует никому ("Отчаяние", "Умереть молодым"). Рассказ "Короткий путь в вечность", давший название всей книге, — о человеке, который из большой любви к себе сбегает от унылости и серости своей жизни в надежде начать жизнь новую, интересную, спокойную и приятную, а вынужден в итоге кормить жуткую, пожирающую все вокруг пустоту. Нельзя не увидеть глубокого философского подтекста в этой истории, как, впрочем, и практически во всех произведениях Е. Новиковой. Да, писательница пишет о смерти, а учит тем самым жить. Что будет там, потом? Никто не может дать ответ на этот вопрос. Как сказал Перси Биши Шелли, "Тайны смерти пребудут, не будет лишь нас". А в "Экклезиасте" и подавно давным-давно уже нас предупредили: "В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости". Для всего этого есть время сейчас, дорогие читатели, и не стоит его тратить попусту.

Марина ЯНУШ



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.