Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (149), 2017 г.



Татьяна Кайсарова.
"Свет летящий"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

В самом названии книги известной московской поэтессы Татьяны Кайсаровой заложены два основных, можно сказать краеугольных, камня ее поэзии: свет и полет. Душа лирической героини напоминает летящую чайку северного серебряного пейзажа, свет которого не ослепляет подобно итальянскому южному солнцу, стократ отраженному от морской глади, а, словно луч из кинопроектора, высвечивает на экране читательского восприятия картины узнаваемых снов ("Уснуть. Дышать поэзией во сне…"). Кстати, северный пейзаж написан поэтессой удивительно точно. "От музыки, качающей волну, / там, у белесой кромки мирозданья", читатель легко увидит вместе с автором "вспышки звезд, и никого вокруг, / лишь валуны и волны без предела".
Стихи Т. Кайсаровой можно по-хорошему назвать типично женскими, ведь женское восприятие мира не знает временных, бытовых, исторических границ. Женщина видит мир вне законов земных и исчисляет вехи жизни не по годам, а по знакомым подсознанию приметам: "Солнечные нити вплетены / в огненные косы листопада"; "И я останусь, / смотреть, как хризантемы отцветут"; "Во всех дворах уже зажгли костры…"; "Отдаленный звон стеклянных сосен"; "Когда закат склонится расписной / и плавником покажется рука"; "Вселенной правит май. Бежать нелепо". Женское восприятие мира также склонно к обобщению, словно все прошедшие века живут в душе женщины от самого ее рождения, и даже в современных глобальных катаклизмах она видит "пожары Рима, гибель Трои".
Разумеется, по законам современной "женской поэзии", никак невозможно без прямого или косвенного отсыла к творчеству женщин-поэтов "серебряного века". Поэтому так часто, например, встречается среди символов в книге "цветаевская" рябина, так тяготеет к архаичной "ахматовской" изысканности стих, так по-молодому страстен и не вмещается в обычную человеческую жизнь язык лирической героини.
Лирика Т. Кайсаровой отличается ритмичностью, как будто каждое стихотворение положено уже на музыку. И неслучайно в ее стихах так часто — о музыке. "Еще летим, пронизывая свет, / мелодия вливается в движенье". Музыка и внутри человеческого существа, как камертон, по которому все время настраивается душа, и во всем окружающем пространстве: "Какая музыка спускалась / к упавшим в воду берегам". Второй отличительной чертой поэзии автора этой книги можно назвать ее живописность: "ржавая пыльца" созревшего летнего цветка, "капля божьей коровки — кровинкой дрожит на руке…"
Среди собеседников лирической героини — композитор (Ф. Лист), поэты (М. Цветаева и А. Ширяев), певица (Cesaria Evora), художник (К. Малевич)… Ну, и, конечно, тот — Единственный и Далекий, светом присутствия которого озарена и возвышена до самых небес вся женская судьба: "Мой далекий, здесь падают звезды на гладь, / в полумраке, у самого плеса…"
Торжественность поэтического слога усиливается явным присутствием архаической лексики; порой кажется, что стихи написаны два-три века тому назад, а возможно, и еще раньше. "Я в тайну недосказанности верю — / она без звука открывает двери, / от коих не найти уже ключи" — такое могли бы написать Шекспир или Лопе де Вега. "Душа парит. Она любовь пророчит — / так звезды тайну обещают ночи / и утро призывает соловей" — а это впору услышать из уст античной Сафо…
Женская поэзия консервативна, и с годами все чаще думается: а может, это скорее достоинство, чем недостаток? Ведь то, что не падает под напором времени, способно удерживать всех нас на плаву в минуты скорби и разочарований. Таким спасательным кругом могут стать для кого-то и стихи Татьяны Кайсаровой. Ведь о чем они? О любви, о жизни, о надежде, памяти и преданности. Может, прочитав эту книгу, кто-то понесет с собой дальше благословение от поэтессы: "Тебе дано СОБОЙ нести блаженство, / вселять надежду и тревожить сны".

Ольга ЕФИМОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.