Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (149), 2017 г.



Татьяна Калинина.
"Разбуженные строфы"



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

Одной из существенных особенностей поэтического текста является его насыщенность, плотность, переход от одной эмоции к другой. Стихи Татьяны Калининой, представленные в сборнике "Разбуженные строфы", отличаются разнообразием интенсивных переживаний. В них с прямотой, свойственной только сильным натурам, открывается вся сложная гамма душевных настроений лирической героини.
Иллюстрации и дизайн обложки выполнены автором, что вносит завершенность в концепцию книги.  Приглушенный свет, матовые тона. И — осень. Та ее короткая, первоначальная пора, именуемая "бабьим летом". Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю. Чернобровая женщина смотрит на нас, как бы опираясь на угол обложки, и протяжно призывает:

Посмотри на меня новоявленно,
Посмотри на меня утренне,
Не обидевшись, неподавленно,
Подозреньями не попутанным.

Поэтессу главным образом волнует такая высокая нравственная категория, как чистота сердца. Этого она требует от себя и более всего хотела бы наблюдать в окружающих. Автор горячо осуждает раздражение и неудовольствие, возникающее от того, что у ближнего все хорошо. Аллитерация придает стихам особую звуковую выразительность. Назойливые переднеязычные согласные клеймят эту сложную психическую конструкцию, подтачивающее душевное здоровье:

Зависть зряча, злится зависть,
Задыхается от зуда,
Заговорчески затравит,
Заарканив злом рассудок.

Татьяна Калинина не просто понимает, что это чувство греховно, но, вместе с тем, будучи мудрой женщиной, объясняет, откуда берутся многие человеческие пороки. Не оттого ли мы стремимся обворовать ближнего, не потому ли человека гложет вечная неудовлетворенность, что мы плохо представляем себе, кем являемся? Действительно, причины данного состояния — неудовлетворенность или потребность в чем-то, нехватка денег, нужда, отсутствие личных достижений. Автор горько размышляет, можно ли избежать этого деструктивного чувства, да и вообще — как оставаться самой собой, когда, кажется, весь мир против тебя:

И в происходящем
Места не найдя,
Как не стать пропащим,
Потеряв себя?

Отдельного внимания заслуживает стихотворение, адресованное двоюродной сестре автора — художнице Марианне Басмановой. Стоит на минутку задуматься — каково жить рядом с возлюбленной великого поэта, проживать жизнь, сияя отраженным светом? Сложная участь  — быть родственницей Музы. У автора для выражения своих переживаний вырывается восхищенный вздох:

И как писать стихи для той,
Кого поэзия ласкала
Всемирно признанной строкой
Любовных, нежных мадригалов?

Автор вздыхает, но не позволяет себе впасть в систему сравнения и отождествления. Хотя и не лукавит: "и мне признанья хочется чуть-чуть", но не испытывает негативных эмоций — злобы, обиды, агрессии, а радуется чужим успехам.
Нельзя не упомянуть раздел сборника "Азиатская тетрадь", в котором автор делится яркими впечатлениями от пребывания в экзотических странах, включая Монголию, Индонезию, Китай, Таиланд. Например, в стихотворении "Следы на песке" показан курортный город на юге Таиланда:

Дразнящий запах рыбы и креветок,
Крик зазывалы — к ужину зайти —
Под красоту цветов в объятьях веток
И моря блеск по лунному пути.

И все же лучшие стихи Калининой — о России. Это не всегда высказано напрямую, но поэтесса напоминает о незабвении истинных истоков, откуда должно брать начало любое подлинное поэтическое творчество. Осмысление глубинной, духовной связи с миром проявлено в смелой, но изящной вариации на тему есенинского: "Кто сгорел, того не подожжешь":

Как изменить, что не изменится?
Не запалить на новый лад
Уже сгоревшую поленницу
И не сложить к забору в ряд.

Это стихотворение заканчивается на минорной ноте. Поэтесса разводит руками: жизнь складывается иерархично, слабейший должен уступать:

Как совершить, что не свершается,
Минула, не приспев, пора…
И плетью не перешибается
Железный обух топора.

Однако не все так печально. Пословица о невозможности больше того, на что способен, метафорична. В этом стихотворении отражено сожаление о несделанном, которое завершается принятием реальности. От принятия недалеко до смирения. А вот смирение — великая добродетель. Все хорошо, все от Всевышнего. Такая динамика настроений автора не может не вызывать уважения. Лирика Татьяны Калининой трогает своей искренностью и глубиной чувств.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.