Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 09 (149), 2017 г.



Любовь Берзина.
"Сияющая глушь"



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

Для русской поэзии характерно стремление оторваться от земли, ощущение духовного мира и божественных принципов мироустройства. Отрадно, что и в наше непростое время авторы обращаются не только к любовной, но и духовной лирике. Прочитав сборник "Сияющая глушь", понимаешь: главное достоинство творчества Любови Берзиной — это его философичность. Думаю, цикл из двух стихотворений "Стихи" — творческая удача автора:

Пусть листья взлетают,
Как бритвы,
И морем колышется
Сад,
Стихи — вы замена
Молитвы,
Вы жалкий ее
Суррогат.

Действительно, поэзия находится между молитвой, обращенной к Богу, и разговором с читателем. Многие стихотворения поэтессы обращены к божественной тематике. Сакральные образы и сюжеты проникают в поэзию через обращение к священным текстам, скажем, Ветхого Завета:

Двери закрою и буду жить,
Словно с трапа сойду самолета.
Не обернусь, чтоб навек не застыть,
Словно жена Лота.

Смысловые неточности несколько обкрадывают произведения. Не удались, на мой взгляд, строки: "Пусть ветра ледяное жало/ Под сердце мне удар отвесит…" Жало — оружие короткое, вдобавок — колюще-режущее. Его можно вонзить, вогнать, им легко получается поразить, в крайнем случае, допустимо употребить грубоватый глагол "всадить". Напротив, удар, который "отвешивают", наносится кулаком или твердым тупым предметом. Обидно, что подобные недоразумения возникают в пейзажной лирике, поскольку автор в состоянии выражаться небанально: "Нож реки сверкает под луной…" Этот яркий образ делает тревожным стихотворение о заморозках и разлуке. Нож — ритуальный инструмент мученичества, и уже одного этого символа достаточно, чтобы читатель понял: лирическая героиня теряет своего возлюбленного навсегда.
На мой взгляд, интересно содержание стихотворения "На белое лицо твое…", в котором любовные мотивы сливаются с религиозными. Лирическая героиня страдает по холодному, нарциссическому герою, но, как сердце обладает способностью поддерживать себя собственным ритмом, так эта героиня черпает внутренний ресурс из своего безответного, но возвышенного и всеобъемлющего чувства. Она утверждает: "Мой дух безбрежным звуком полн, / Пронзающим меня…" В то же время, когда влюбленность уходит, этой героине свойственно не молчаливое смирение, но сильные эмоции, вплоть до вспышек ярости:

Ну, милый, на солнце гори, как в огне,
Гори!
Ведь ты остаешься на память, во мне
Внутри!

Но, как ни странно, в стихах Берзиной отсутствуют мотивы богоборчества, свойственные ярким натурам, тяжело переживающим разрыв отношений. Особенность ее стихотворений — неподдельность, абсолютная искренность веры:

Распятие куста
Качается под ветром,
И, словно кровь Христа,
Спят снегири на ветках.

Красота природы непременно влечет к чему-то возвышенному, идеальному, небесному. Успокоиться и лишний раз подумать о вечном нам помогают стихи Любови Берзиной, — непритворные, душевные, способные укрепить желание жить.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.