Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (148), 2017 г.



Елена Ткачевская.
"Зимостишие"



М.: "Вест-Консалтинг", 2015

Я не люблю зиму. Не вижу в ледяных горках и сугробах по колено ничего замечательного. Причина банальна: холодно. Потому меня удивляют люди, способные созерцать красоту глубоких снегов, восторгаться морозными узорами на окнах. И не просто посвятить самому длинному, изматывающему времени года пару катренов, но издать сборник стихотворений под говорящим названием "Зимостишие". Такова  Елена Ткачевская. Ее восприятие природы индивидуально, в нем проявляется своеобразие мироощущения:

Укрыты снегом зимние пространства,
Им выбор цвета белого назначен.
Такое в нем степенство, постоянство.
И замысел чудесный не утрачен.

Мне нравятся емкие, лапидарные произведения автора. Хорошо исполнены короткие, сочные стихи, запоминающиеся с первого раза, например, меткое двустишие:

Формулу счастья составить не сложно:
Счастье — баланс между "должно" и "можно".

Люди, как и времена года, бывают разные. "Летние" — активные, беспокойные, веселые, "осенние" — более размеренные, медлительные, задумчивые. "Весенние" — неисправимые романтики, искатели приключений. Елена Ткачевская — абсолютно "зимняя": она любит уют и тепло, для нее очень важно, чтобы долгие, студеные дни проходили в окружении близких людей. Оттого так протяжно и неприкаянно звучит стихотворение: "Одна встречаю новый год…" Монотонное движение стрелок, унылый пейзаж за окном — все это усиливает ощущение тревожности и тоски, испытываемой лирической героиней:

Собачий лай, петарды вой
На улице полупустой.
Одна встречаю Новый год,
Как встречу — так он и пройдет…

И все же, Ткачевская — светлый лирик. Поэзия для нее — это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в "бледной белизне". Лирику автора можно тематически представить как философскую, пейзажную и любовную. Впрочем, эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую концептуальную мысль о бытии природы и мира, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и Боге:

На белом фоне ярче Рождество,
И новогодье блещет разноцветьем.
Мечтаний наших чушь и торжество
Зиме мы доверяем, словно дети.

Тщательно продумав концепцию книги, автор не только изобрела название-неологизм, но и оригинально оформила издание. Обложка выполнена с использованием фотографий автора, страницы изобилуют графическими изображениями, поля украшены ажурными снежинками. Такой подход делает книжечку как бы предназначенной для детей, но именно — как бы, этот "хитрый" ход призван усыпить бдительность взрослого человека, оживить самые чистые, детские впечатления. Это способствует не только эмоциональному, но и зрительному восприятию пейзажной лирики. Как не откликнуться, допустим, на сей возвышенный призыв:

Почувствуйте зиму с ее белым цветом,
Освойте холодную эту планету,
Где формы снежинок изменчивы очень,
Где слово со снегом смешается точно.
Ныряйте в метели, в снега зарывайтесь
И белому цвету во всем доверяйтесь!

Зима ассоциируется с детством. Все веселятся, гуляют, есть волшебные новогодние дни, и один из главных праздников верующих — Рождество Христово. В это время в людях просыпается подспудная жажда чуда. И приходит понимание: для счастья человеку требуется самая малость:

Только нужны
Родная душа,
Перо да бумага.

В сборнике мирно уживаются разноплановые сочинения. С нарочито шутливым стишком о вязаных носочках соседствуют переводы Т. Харди и Г. Аполлинера, с простыми по форме творениями — затейливый триолет-тавтограмма ("Сон"),                                                      стилизация под русскую народную былину ("Слово словлено…"), перекличка с И. Бродским ("Растоплен камин, и смотрю на Венецию глазами поэта…"). Напоследок нужно отметить, что ничто так не побуждает читателя вглядываться в другого человека, тоньше воспринимать окружающий мир, как произведение, воплощенное в специфической форме лирического монолога.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.