Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 22 (52), 2010 г.



Тамбовская картинная галерея

Вернувшись однажды "в свой город, знакомый до слез", вдруг понимаешь, что осмотрев музеи Москвы и Петербурга, познакомившись с многочисленными шедеврами европейских городов, ты никогда, оказывается, не бывал в родной картинной галерее. И, может быть, любопытство, возникающее от желания сравнить, влечет тебя в центральную часть Тамбова в старинное здание из красного кирпича, являющееся памятником истории культуры. Оно было построено в 1891-1892 годах на средства известного тамбовского благотворителя Э. Д. Нарышкина. Раньше здесь находилась народная читальня, а в конце 1970-х годов оно было передано областной картинной галерее. В экспозиции галереи уникальные шедевры, принесшие ей известность не только в России, но и за рубежом: более 5000 предметов живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного творчества. Зал русского искусства привлекает своими иконами 17-19-го веков. Иконы традиционны. Наиболее ранняя из них — "Введение во храм Пресвятой Богородицы" (середина 17-го века). В 18-м веке, когда в живопись стали проникать новые приемы, московским иконописцем Василием Василевским была создана икона "Выведение св. апостола Петра из темницы". Она изображает святого апостола Петра, заключенного в тюрьму и чудесным образом освобожденного. Сюжетный ряд составляют три эпизода: пробуждение апостола в темнице от прикосновения ангела, выведение Петра из тюрьмы за городские ворота и сцена спящих воинов в доспехах. Объемный, не отреставрированный триптих "Тихвинской Божьей Матери и ангелов" можно увидеть в галерее, скорее, случайно. В 2007 году икона была привезена из Моршанского городского музея, да так и осталась до сих пор в Тамбове в связи с трудностями перевозки: ветхой и потрескавшейся, — ей нужна срочная реставрация. Местные жители приходят помолиться к иконе, потому что считают ее чудотворной. В музее говорят, что икона мироточила. Портретная живопись представлена серией портретов вельможных мужей, дам, их детей и родственников. После революции частные коллекции тамбовских дворян были изъяты и вошли в государственный фонд. Эскиз портрета Екатерины Второй кисти И. Б. Лампи Старшего с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории был выполнен в 1793 году и пользовался таким большим успехом, что автору пришлось делать копии. Картины из имения Воронцовское Тамбовской губернии графов Воронцовых — это одна из самых замечательных коллекций портретов в России. Она сохранила множество произведений иностранных мастеров и русских портретистов 18-го века: А. П. Антропова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, Н. И. Аргунова. Портреты немецкого художника Г. К. Преннера семейной четы Воронцовых конца 1740-х годов вполне удовлетворяли вкусам заказчиков, так как русская знать, благодаря Преннеру, без особых усилий становилась похожей на западную. В коллекции Воронцовых находилось также множество портретов кисти Рокотова и Левицкого. Живые, прекрасные лица Бутурлиных, барона А. Н. Строганова, членов семейства Квашиных-Самариных, через которых Воронцовы породнились с Пушкиным — это своеобразная кладовая памяти, хранящая симпатии и привязанности, родственные связи, пережитые страсти. Удивило то, что множество картин 18-19-го веков так или иначе связаны с женской темой, — такой же многогранной, как сама жизнь. Авторы, обращавшиеся к ней и продемонстрировавшие различные образы и сюжеты, объединились в одном: в разговоре о положении женщины в обществе, о ее бесправии перед лицом бытовых законов и сурового мира мужчин, диктующих свои порядки. Картина Ф. С. Журавлёва "После венчания" построена как театральная мизансцена, где слезы молодой женщины в белом подчеркивают драматизм происходящего. "Семейная сцена" М. П. Загорского — олицетворение трех возрастов человеческой жизни: юная девушка у рояля с ее надеждами и мечтами, седая женщина в белом чепце — мудрость старости, и молодая женщина в кресле — выражение страдания и безысходности. К концу 19-го века обличительный накал искусства уступает место интересу к красоте реального мира. Пейзажи В. Д. Поленова, А. А. Киселёва хотя и связаны с дождем, но сквозь тучи пробивается уже свежесть радостного приятия жизни во всех ее проявлениях. "Серебряный век" представлен произведениями А. П. Рябушкина, С. А. Виноградова, С. И. Криволуцкого. Картина Н. П. Богданова-Бельского "Новые хозяева" не кажется прямым обличением героев. В интерьер старинного дворянского дома художник помещает новых персонажей, пьющих чай с баранками из самовара в кругу семьи. Но люди, которые прежде были слугами, держатся уверенно, внося диссонанс между собой и окружающим их домом, что ощущается в звучном колорите, построенном на сочетании балаганно-красочных пятен праздничных одежд новых хозяев жизни. Здесь с удивлением обнаруживаешь представителей "Мира искусства" К. А. Сомова и А. Н. Бенуа, "Союза русских художников" К. А. Коровина и А. М. Васнецова, художников объединения "Бубновый валет" Р. Р. Фалька, А. В. Куприна, В. Д. Баранова-Россинэ. "Сцена в кабаке"

А. Н. Арженникова перекликается с блоковскими мотивами "Незнакомки" и напоминает строки А. А. Ахматовой: "Все мы бражники здесь, блудницы, как невесело вместе нам". Местный тамбовский цикл — это картины Н. Я. Симонович-Ефимовой, которая вспоминала: "То, что я там нашла, было мое собственное, ни у кого не виденное, это была я сама, и это была Тамбовская губерния". На втором этаже картинной галереи размещаются выставки, последняя из которых, открывшаяся в начале июл я, дала возможность ознакомиться с творчеством московских художников — от Пименова, Русанова, Осовского, Павлова до Зураба Церетели с его портретами русских поэтов и видами Кремля.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.