Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 07 (147), 2017 г.



Александр Файн
"Кровники"



М.: Вест-Консалтинг, 2017

С творчеством Александра Файна я как литературный критик встречаюсь уже не в первый раз. Каждая его новая книга — это всегда событие, вызывающее отклик и у литературоведов, и у творческой братии, и даже в Министерстве культуры РФ. Но, конечно, самое важное для любого писателя, чтобы его произведения отзывались в сердцах читателей.
Для того чтобы расширять свою читательскую аудиторию, у прозаика Александра Файна есть все необходимое: выработанный авторский стиль, близкие народному сознанию темы, легкий флер ностальгии по утраченной стране, приметливые детали, создающие атмосферу, необходимую для погружения в текст. Его новый солидный сборник повестей и рассказов соединил в себе произведения, ранее публиковавшиеся в других авторских книгах, но уже в новой редакции: "На пенсии", "Медаль", "Огурцы", "Не оступись, доченька!", "Мальчики с Колымы"… Однако главным подарком для поклонников его творчества, без сомнения, станет не печатавшаяся ранее заглавная повесть "Кровники", которая и открывает книгу. Пожалуй, именно о ней и стоит поговорить подробнее.
Перед нами очередная страница "энциклопедии советской жизни". С первых строк мы попадаем в уже знакомую по другим произведениям автора обстановку зажиточной советской квартиры, где счастливо и спокойно четвертый десяток совместно прожитых лет провожают профессор Сергей Андреевич Хохлов с супругой. Стоит приступить к чтению, и сразу вспоминаешь, что любимый конек Александра Файна — диалоги. Через них прозаик нам рассказывает все о своих героях: об их прошлом, их социальном статусе и национальности, об особенностях характера и уровне образования. Из правильно выстроенных, уверенных и как будто слегка снисходительных обращений Хохлова к супруге мы узнаем всю его судьбу. Детдомовский мальчишка, волею судеб выбившийся в люди, выучившийся, удачно женившийся и в конце концов достигший вершины советской социальной лестницы: доктор наук, лауреат Ленинской премии; то взятку в два миллиона долларов предложат за подпись (не берет!), то в Канаду работать позовут… "С моим послужным списком к империалистам уезжать — это авантюра. Я ведь партбилет так и не сдал. Столько лет взносы платил — пусть память останется…" Но нет, неумолимо в окошко стучится другая жизнь, постсоветская. И Хохлов с супругой начинают-таки паковать чемоданы, чтобы от хорошего поискать лучшего…
Но прошлое бумерангом возвращается к Хохлову прямо перед отъездом. Родной брат, с которым с детдома не виделись, давно пропавший и позабытый, вдруг сваливается, как снег на голову. Успешному и респектабельному Хохлову он полная противоположность: всю жизнь по лагерям, на самом дне преступного мира: даже не вор, "мокрушник". А все потому, что когда-то в детстве заступился за брата, прикрыл его от насильника верной спиной и шальной пулей, и теперь вот, спустя столько лет пришел получить должок. "Сейчас, Хлюпа, выйдем на свет божий… На спусковом крючке палец… Ученый я — и алгебру с геометрией давно постиг. Очко у меня крепкое!.. Не гневи!..".
Цель сумбурного, как будто во сне разыгранного путешествия двух братьев поначалу не совсем ясна. Но здесь важно другое. Перед нами проходит целая череда национальных характеров: деревенская старушка, истосковавшаяся по стоящему мужику простая русская баба, забулдыги, преступники, приезжие из братских республик… Как будто брат намеренно повел Хохлова смотреть ту сторону жизни, о которой тот и думать уже забыл… Меняются в этом путешествии и отношения между братьями. От страха и ненависти переходят к любви, состраданию, раскаянию… Куда бы и зачем не шли братья изначально, только дорога-то одна — к Богу. В конце понимаешь, что главный герой все это время как бы провожал горемычного брата в последний путь. Жизнь искупается жизнью, долг возвращается через поколение. Как когда-то старший брат подарил младшему шанс на счастливую жизнь, так и младший дарит билет в светлое будущее оставшемуся на его попечение племяннику…
Если рассматривать сюжет как аллегорию, то братья невольно ассоциируются со схлестнувшимися эпохами. Ненадолго отлаженная после всех выпавших ей на долю потрясений советская действительность внезапно сменяется эпохой беспредела и разбоя. Власть над порядочными, законопослушными гражданами захватывают криминальные братки, предавшие даже собственные воровские понятия ("Закон слаб… Много лишних звезды накололи, чужие пришли — славы и власти, не заслужив, захотели!.."). Ворвавшись в чужие дома, в чужие судьбы, "братки" силой потащили страну в никуда, в неясное и бесцельное будущее и захлебнулись по дороге собственной кровью. Теперь нам остается самим растить новое будущее. Каким оно будет?.. Зависит от каждого.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.