 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 06 (146), 2017 г.

Натан Солодухо РОЖДЕНИЕ ПЛАНЕТЫ (космический цикл стихотворений)
Натан Солодухо — физик, философ, литератор, член Союза писателей XXI века. Является автором поэтических книг «От бытия до небытия» (Казань, 1999), «Цветные смыслы бытия» (Москва, 2015), книги прозы «Укус шершня» (Москва, 2014), философских монографий. Публиковался в поэтических сборниках и альманахах, изданных в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, за рубежом: в литературных журналах «Кольцо А», «Дети Ра», «Казань», «Идель», «Аргамак», «Зарубежные записки» и др. Заведует кафедрой философии в Казанском техническом университете — КАИ, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.
Недавно прошедший День космонавтики напоминает о том, что человек в XX веке обрел возможность выхода за границы Земли. Все началось шестьдесят лет назад 4 октября 1957 года, когда в нашей стране был запущен первый искусственный спутник — он показал, что могучую силу гравитации можно преодолеть. Человека тяготит его прикованность к планете — российский ученый и философ-космист К. Э. Циолковский говорил, что человечество не будет вечно оставаться в своей «колыбели», но в погоне за светом и пространством выйдет в космос. За первыми шагами в открытое пространство последовали полеты людей к Луне и высадка на ее поверхности. Преодолевая пространство и время, станции долетели до других планет, оказавшихся безжизненными. Космические аппараты, разгоняемые силами гравитации Солнечной системы, вышли и за ее пределы. Теперь путь открыт в иные звездные миры, которые, как оказалось, обладают планетами, называемыми «экзопланеты». С помощью телескопов и иных приборов, установленных на орбитальных станциях в околоземном пространстве, за последние три десятилетия были открыты более тысячи таких планет. Для человека их обнаружение подобно рождению новых планет, которое происходило и происходит в далеких звездных мирах. Туда с трепетом и надеждой рвется мысль, а за ней и техника людей. Обитаемы ли экзопланеты? Кого и что ищет в космосе человек?
РОЖДЕНИЕ ПЛАНЕТЫ: АПОФЕОЗ*
В подвижной кромке узких глаз овалы ярких сфер — там шквал огня, где вскрылся лаз и скачет Люцифер. Интерференция теней — лилово-желтый цвет: когда прищуришься, видней рождение планет. Померкнет скань деталей дня — метаморфоз ночи, крик неприкаянных принять… И только сам молчи. Едва пронзительность луча пробьется на восход, расширь зрачки — там, как парча, поблескивает свод. Где раскаленный суховей томил и жег глаза, в травинках вьется муравей, искрится стрекоза, исторглись ландыша пары, и пряностью дыша, зверь выползает из норы, подбрюшием шурша. Зеленой пеной вознеслась сквозь радугу сосна — здесь распаляет жизнь и страсть Вселенская весна!
* Навеяно картиной русского художника Константина Юона «Новая планета» (1921).
АЭЛИТНЫЙ ВЕЧЕР, МАРСИАНСКИЙ ЦВЕТ
В темном лоне мерно звезды разгорались, пурпур в изумруде марсово мерцал, на Земле померкла зелень малахита — и зеленый вечер с неба нависал. Этот цвет небесный, странность излучая, томно-неизвестный навевал мотив, словно сладкозвучный голос Аэлиты проникал на Землю, как паллиатив. Эта затемненность, эта отстраненность, неба зеленелость, марсианский цвет, — все внушало мрачность, все вселяло терпкость, все считалось чем-то, а по сути — бред! Майское сомненье до самозабвенья тополей-гигантов стрелы унесли к тем шарам горячим, неземным, безмерным, где Альдебараном* солнце нарекли.
*Альдебаран — звезда альфа в созвездии Тельца. Оранжевый гигант, расположенный на расстоянии в 65 световых лет от Земли. Это одна из самых ярких звезд ночного неба. По традиции, восходящей к Птолемею, Альдебаран имеет марсианскую природу…
КОСМИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО
К Земле прижат и влит спектрально в рукав галактики спиральной. И я, прикрученный к Земле, в ночном экстазе рвусь наружу и не могу туда сквозь стужу — в пространство, скрытое во мгле. У хвои елки новогодней, как в детстве, как тогда … сегодня я — засыпающий малыш, заплаканный и позабытый, в гирлянду звезд цветных завитый, укутанный в ночную тишь. А там, над крышами и выше, необозримый Космос дышит и, возвышая звездный лик, глядит, безмолвен и неведом, туманным глазом Андромеды* — спокоен, вечен и велик.
*Ближайшая к нашей Галактике соседняя большая спи-ральная галактика, расположенная примерно в 2,5 миллионов световых лет от Земли, выглядит на ночном небе как туманное пятнышко. Описано в известном романе писателя-фантаста Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».
НОЧЬ В АРЛЕ*
Помню, это было — это было в Арле: Медленно вращались мельниц жернова, Кипарисов пики в небо проникали, Теменью сгущалась южная жара. У границы мира мы тогда не спали, Запрокинув в вечность вычурно лицо: Там мукою мутной звезды осыпались, Скручиваясь радужно — за кольцом кольцо. Почему так нервно вздрагивает небо, В линиях неверных кружит антураж? Словно этот контур — поле и деревню — Скоро занавесит неземной пейзаж. Словно издалека, из иных галактик, К нам приходят волны, нам сигналы шлют, Полные тревоги, ностальгии даже, Отдавая звездный по Земле салют. Словно этот Месяц, Солнце отторгая, Желтый, как подсолнух, острый, как серпец, Нас предупреждает, что-то предрекая, Учащенный слушая перебой сердец.
*По мотивам картин Ван Гога «Звездная ночь над Роной» (Арль, 1888) и «Звездная ночь» (Сен-Реми, 1889).
ТАМ, ГДЕ РОЗОВОЕ СОЛНЦЕ
Там, где розовое солнце, есть еще звезда другая, беззаботно кругом вьется в паре — бело-голубая: рыже-розовый Антарес, против Марса — миротворец, брат его лучистый Тарес, бриллиантовый придворец*. Есть у звезд своя планета — та планета золотая, в ярких брызгах фиолета, летним флером налитая… В Интернете виснут «сети», бесполезно жму на гаджет: я облазил все на свете, став почти ползучим гадом. Вот и буря в подсознанье — осознанье боли века. Ищем! Поиск в мирозданье, где «хай-тек» для человека. Рвется мысль в тот дальний кластер — мир другой, приют питомцев золотой планеты Пастор. Там, где розовое солнце…
*Антарес и Тарес — двойная звезда в созвездии Скорпиона. Один из мифов говорит, что звезды Антарес и Тарес непосредственно связаны с Землей и Человеком.
ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК
В космосе промерзлом, словно в Заполярье, В поисках сакрального делаем «забег». Сверху слышим: «Ищете? Или догоняете? — Знайте: Человеку нужен человек». В это мы не верили как в исповедальное: Землю мы покинули — свой родимый брег. Рвались в запредельное — открывая дальнее, Ближе становился бренный человек. В «альфах и центаврах» не нашли приятелей. Норами изрыли не один парсек — Но никто не высказал нам лицеприятное: «Ждем, вас, не дождемся: нужен человек». В гонке ли за истиной? Может быть, за лаврами — Свой давно растратили неразменный чек? Так тверди старательно, с верой и литаврами: «Человеку нужен — только человек!» ............................................................................... Кажется, проехали — мы не в той галактике: Вновь ошиблись адресом, да и тот ли век? Что-то мы напутали — слабоваты в тактике, В главном лишь уверены: нужен человек!
Иллюстрации: Робер Делоне, Николай Рерих, компьютерная графика на тему космоса, снимок из космоса
|
 |