Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (145), 2017 г.



Александр Вепрёв
"Верлибров лаборатория"



М.: "Изд-во Евгения Степанова", 2017

В 2017 году книжная серия "Авангранды" пополнилась сангвинически жизнерадостным сборником. Избранные стихотворения Александра Вепрёва вышли под кодовым названием "Верлибров лаборатория".
К верлибру можно относиться по-разному: от полного его отрицания до возведения в ранг единственно правильного способа стихосложения. Александр Вепрёв утверждает, что верлибр — самый многообещающий жанр, процесс формирования которого еще не завершен, но принадлежность его к поэзии — несомненна. Автор активно работает с формой свободного стиха, представляя публике особый подвид — вепрлибр (он же — Большой, или многочастный верлибр). По словам автора, разделенный верлибр состоит из нескольких частей или глав повествовательного характера, объединенных общей темой, единым замыслом, сюжетной организацией. Например, стихотворение "Черная чайка" состоит из шести частей, каждую из которых можно считать законченной. Читаем финал:

А когда солнце скатилось
            в морскую пучину и исчезло,
когда чайки сели отдохнуть на остывающий
каменистый берег,
люди увидели летящую
            над морем необычную черную
чайку,
с сигаретой в клюве, похожем на толстые
негритянские губы...

Отрывок выглядит самостоятельным. Получается слегка пугающая, но яркая, парадоксальная картина. Вепрёв не только поэт, но и художник, и это помогает ему создавать  причудливые сюжеты, сравнимые с полотнами Шагала:

Глупые кошки пытались взлететь стаей,
но стаей, как ни взлетай, даже прыгать не
получалось.
"Потому что кошки ходят сами по себе, —
сказала одна умная кошка. — А летают — тем
более…"

Эти верлибры можно было бы назвать малым эпосом, но эпосу не чужда напевность, да и вырвать из эпического произведения несколько строк без потери его цельности невозможно. Напротив, стихотворения Вепрёва ничего не теряют, если цитировать выборочно. Скажем, начало стихотворения "Forbes.ru" само по себе представляет завершенную миниатюру:

Отдыхаю за столиком
            в открытом летнем кафе.
Пью горький капучино с корицей.
Мимо проходит мужчина с собакой.
Я посмотрел на него,
            как обычно смотрят на прохожего,
потом на собаку. Все в порядке — собака на
поводке,
только у нее на спине растут крылья,
как у маленького пегаса.

Сюжеты автор берет практически "из воздуха". Александр Вепрёв живет в Сочи, поэтому многие стихотворения с предсказуемой тематикой — о море, солнце, жизни приморского города. Кажется, иные верлибры созданы по принципу: "что вижу, то пою", однако, фантазия автора нарушает обыденные причинно-следственные связи. Иррационализм пропитывает и наиболее лирические произведения:

Он ставит на стол два фужера
                        на тоненьких ножках,
чем-то напоминающих
            две прозрачные юбки без разреза
двух маленьких статуэток
            стеклянных акробаток,
стоящих (каждая) на одной руке… Ап!

 На первый взгляд, апогеем абсурда становится верлибр в шести частях "Рыба превращается в шорты". Цитаты из отечественных кинофильмов смешаны в крутой сюрреалистический винегрет. Удивленный автор взирает на плоды трудов своих наивно-доверчиво, почти как Семён Семёнович, герой бессмертной советской комедии, — на пистолет и пачку новых купюр. Вместе с тем, в финале авторская логизация упорядочивает текст о рыбалке:

Но рыбак думал иначе: "Рыба —
                        деньги — водка".
А по версии жены рыбака будет так:
"Рыба превращается в деньги,
деньги превращаются
деньги превращаются…
                        Превращаются деньги…
… в элегантные шорты!

Автор не случайно изъясняется свободным стихом. Этот жанр стремится к отрешенности от ритмической, да и смысловой предсказуемости. А Вепрёв — тот еще затейник. У кого еще хватило бы выдумки на шесть частей замысловатого текста, по ходу которого кошки мутируют в обезьянок? Подробнее о том, как это происходило, можно узнать, дочитав до конца стихотворение "Обезьянки", в котором неожиданности начинаются с первых же строк:

Однажды, здесь на краю земли, с земли,
кошки увидели морских птиц.
                        Птицы летели морем.
кошки решили тоже полететь —
                        сбились в стаю —
вместе, решили они, лететь сподручней.

Книжечка заковыристо называется "Верлибров лаборатория". Действительно, текст подчас напоминает лабораторию, где вещества с труднопроизносимыми названиями шипят и булькают в пробирках, Вепрёв умудряется создать захватывающее повествование даже из покупки кисломолочных изделий ("Кефирный роман").
Несмотря на кажущуюся простоту, стихи Вепрёва серьезны и глубоки. Иронически-рефлексивная сущность многих верлибров становится своеобразным художественным прикрытием утонченной чувствительности автора. Когда же поэт говорит о "теневой стороне жизни", он высказывается прямо, и тогда читателю становится не по себе. Например, от остросоциального стихотворения "Нищенка" будто мурашки бегут по коже:

Господи, казалось, что люди,
                                   проходя мимо,
низко кланялись нищенке.
                        Проходили и кланялись.
А она крестилась и благословляла,
                        одетая в длинное
старческое пальто,
            неизвестно какого цвета,
на котором болтались
                        две черные пуговицы,
словно два оторванных
            от действительности глаза.

Лирического героя Александра Вепрёва отличает максимально чуткое мироощущение. Пустяковое происшествие, мельчайшая бытовая деталь (покупка пакета кефира), изменение природного мира (стихотворение "Дождь над морем") способны вызвать обширную гамму чувств. Хочется верить, что, проводя ряд экспериментов и опытов, лаборатория верлибров и в дальнейшем будет обеспечивать бесперебойную творческую деятельность.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.