Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 19 (49), 2010 г.



Рукописи "Заозерной школы" не сгорят

В Ростове-на-Дону прошел семинар "Ростов: Другая культура". Его организаторами выступили Донская публичная библиотека, региональные отделения Союза российских писателей и Союза журналистов России, творческое объединение "Заозерная школа", литературный журнал "Ковчег", Интернет-сообщество "Ростов неофициальный 80-90". В течение трех дней, с 29 по 31 мая, представители этих структур Михаил Коломенский, Олег Лукьянченко, Бронислав Берковский, Виталий Федоров, Анна Бражкина, Наталья Строкова и многие другие провели несколько открытых информационных заседаний и культурных встреч. А также в ходе семинара его гостям и слушателям были представлены основные задачи общественного форума и замыслы на будущее.

Прогрессивная общественность в наши дни нередко выступает как "двигатель культурного прогресса" в различных регионах РФ. Однако ростовское мероприятие, на мой взгляд, выделяется в ряду социокультурных проектов, инициируемых общественностью, масштабами, серьезностью дальнейших намерений и кругом интересов. В центре внимания участников и гостей семинара было так называемое "неофициальное искусство" Ростова-на-Дону — огромный пласт культурных свершений, в основном в области литературы, сложившийся в 1960 — 1990-е годы. Цель семинара и выработанной на нем программы действий по сохранению и популяризации наследия "другой культуры" проста — сберечь его и ввести в научный оборот. И даже по возможности приумножить, ибо живы еще люди, сотворившие то искусство в его неповторимом виде.

В историю русской литературы Ростов-на-Дону вошел как колыбель известной "Заозерной школы" в поэзии и как "место дислокации" уникального музея-заповедника под открытым небом Танаиса, торгового города в Северном Причерноморье с III в. до н. э. до V в. н. э. Пятнадцать столетий Танаис — мертвый город, реконструирующий быт скифов, греков, сарматов и других древних племен и народов. А поэтическое объединение "Заозерная школа" образовалось в Ростове-на-Дону незадолго до развала СССР как ассоциация "экологического андеграунда", выразившая новое, независимое поэтическое направление. "Заозерная школа" услышала через толщу веков суровый ритм и классическую простоту античной поэзии и воплотила ее в жизнь в современности. В 1990 г. в Ростиздате был выпущен единственный на ту пору сборник стихов "неформалов" — в нем почти сорок авторов. "Ростовское время" — одна из первых антологий поэзии андеграунда в России вообще. Выходили авторские книги у Геннадия Жукова, Виталия Калашников а , Игоря Бондаревского. Долгое время "Заозерная школа" базировалась в Танаисе. Под эгидой известного историка, директора музея-заповедника в те годы, Валерия Чеснока, она и расцвела. Основателями и верными служителями "Заозерной школы" были поэты Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Игорь Бондаревский, Владимир Ершов, Александр Брунько. Их усилиями в Танаисе построена вполне античная на вид кирпичная Башня поэтов. В ней и вокруг нее ежегодно 6 июня проводится Пушкинский праздник. Нынешний пушкинский праздник — юбилейный, тридцатый. Валерий Чеснок выступил на открытии семинара и поведал много любопытных деталей о формировании музея-заповедника Танаис, археологических раскопках на его территории и жизни там "заозерщиков". С первого же дня семинара велись своеобразные "скрижали" — на огромные листы ватмана заносились даты и основные события из области ростовского "неформата", основа будущей хронологии той эпохи.

Сегодняшнее творческое объединение "Заозерная школа" пополнилось новыми именами — "иных уж нет, а те далече". Ушли в мир иной Геннадий Жуков (в 2008 году) и Александр Брунько (дата смерти неизвестна), уехал жить в Москву Виталий Калашников. Но на семинар он прибыл специально, чтобы участвовать в создании общественного архива неофициальной культуры Ростова и провести в городе своей юности концерты. Очевидно, что творчество родоначальников "Заозерной школы" никак нельзя "сбросить с парохода современности". Как и все прочее "другое искусство", которым жил Ростов-на-Дону в период застоя и годы перестройки. В столице Северного Кавказа сильны традиции "самиздата". Один из первых самиздатовских журналов — "Одуванчик" — на филфаке Ростовского госуниверситета выпускал известнейший критик, главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин, почетный гость семинара. 30 мая в Донской публичной библиотеке при полном аншлаге прошли две незабываемые творческие встречи: с критиком Сергеем Чуприниным и поэтом Олегом Чухонцевым. Олег Чухонцев, лауреат национальной премии "Поэт" 2007 года, прочитал ростовской публике свои новые стихи. Сергей Чупринин показал раритет — машинописный "Одуванчик" с рисованной обложкой, ныне существующий, скорее всего, в единственном экземпляре. Рукописи горят, констатировал он, но текст — сохрАнен. Если приложить усилия к его сбережению.

Этому сложному и благородному делу — сохранению текстов — был полностью посвящен третий день семинара, день заседания Экспертного совета по теме "Ростов: Другая культура". Экспертный совет должен был выработать списки грядущей "Антологии неофициальной культуры Ростова. 1948 — 1991" и оговорить возможность создания Общественного архива по теме ростовской неофициальной культуры. Второй вопрос вызвал самую бурную дискуссию. Сегодня материалов, созданных в ходе деятельности всей "Заозерной школы", да и каждого из ее участников в отдельности, текстовых, фотографических, кино-и видео — более чем достаточно. Но все они находятся у частных лиц. Резонно сформировать из разрозненного наследия цельный архивный фонд (а то и несколько архивных фондов, в зависимости от широты диапазона информации!) и сделать его общедоступным, чтобы не прекращалась память об уникальной эпохе перестройки в Ростове и ее художественном отражении. Смущает лишь то, что грандиозная работа потребует серьезных финансовых вливаний. Неизвестно, можно ли рассчитывать на государственную поддержку и государственные меры по охране этих "памятников". Ведь в свое время все искусство, о котором шла речь, было "неформальным" относительно официальной государственной культуры и неподцензурным. Есть предложение создать фонд в статусе общественной некоммерческой организации. Вопрос о финансировании идеи, к сожалению, пока остается не проясненным, но создание Общественного архива несомненно: кто хочет — ищет возможность, кто не хочет, ищет причину.

Во многочисленный Экспертный совет входят преподаватели Южного Федерального университета: Александр Акопов, Андрей Кореневский, Вячеслав Савчук, главный редактор журнала "Эксперт-Юг" Владимир Козлов, которые предложили использовать эти документы на базе вуза, постепенно внедряя их в научный оборот силами студентов и аспирантов. Параллельно все документы и тексты на бумажных носителях будут оцифровываться и выкладываться в Интернет. Всемирная Сеть сегодня — один из самых надежных архивов. Она исчезнет только вместе с человечеством. Однако пожертвовать первоисточниками было бы неразумно. Русский философ Николай Бердяев утверждал, что дух народа и сама его культура сохраняется в вещественных свидетельствах старины — а ведь вскоре бумажные записи стихов станут архетипами поздней советской культуры, отойдут в область истории, как пергаменные рукописи или газеты на свинце…

Явно не коммерческий проект захватил, тем не менее, многих людей, жителей разных городов (Анна Бражкина, создатель Интернет — сообщества "Неофициальный Ростов" живет даже за рубежом, в Праге). Но мне представляется, что в энтузиазме и жертвенности состоит залог успеха масштабного предприятия. Перевод искусства на коммерческие рельсы способен погубить его так же верно, как и цензурное выхолащивание. Да и возможно ли обратить в средство обогащения память, красоту, человеческие чувства?..

Может быть, ростовскую практику подхватят и другие регионы — ведь в каждой области складывались собственные уникальные страницы неофициальной культуры.

Елена САФРОНОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.